Народный архив Тульской губернии. Епифанский уезд

Филиал народного архива Российской Империи. Обмен генеалогической и краеведческой информацией, взаимопомощь и взаимовыручка тех, кто ищет

Поиск по галерее сайтов НАРОДНОГО АРХИВА
Сообщите о нас пожалуйста
Партнеры
Создать форум


Не назойливая реклама, средства от которой могут помочь в развитии проекта
Здесь Вы можете разместить свою рекламу
Все флаги в гости к нам
Счетчик
Rambler's Top100 Счетчик посещений Counter.CO.KZ

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Информация о Церквях и Храмах Епифани

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Сизиф

avatar
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель
Епифанский Преображенский храм.


С сайта http://www.agesmystery.ru/node/1647
Приход храма был основан пешими стрельцами Епифани после возведения острога. Писцовая книга 1571 года упоминает церковь Егория Страстотерпца в стрелецкой слободе. Храм, вероятно, сгорел в конце XVI — начале XVII века в результате набегов поляков и татар. Писцовая книга 1627-1630 годов церковь уже не упоминает.

На планах Епифани второй половины XVIII века показана деревянная церковь Преображения Господня, рядом с которой находилось кладбище. Каменный Преображенский храм был построен в 1835 году «тщанием надворного советника Ивана Илларионовича Савельева с помощью доброхотных дателей» с придельными алтарями во имя Казанской Божией Матери и великомученика Георгия.

В народе эту церковь называли Георгиевской по более раннему приделу, а две улицы, идущие от храма, имели названия Первая и Вторая Георгиевские (в настоящее время Больничная и Комсомольская).

Архитектурный стиль здания с северной и южной сторон четырехгранного основания был подчеркнут фронтоном, опиравшимся на шесть колонн.Десять окон светового барабана украшены декоративными наличниками, а простенки между ними и карниз - штукатурным орнаментом. Сферический купол завершался небольшим глухим фонариком. В основании четырехъярусной колокольни лежал четверик, три стены которого как бы вторили портикам главного объема храма с той лишь разницей, что фронтоны опирались на полуколонны. Второй ярус также четырехгранный, но значительно ниже первого. В его нижней части — полукруглые окна с декоративными наличниками. Третий ярус восьмигранный, ребра его закрыты полуколоннами, выделяющими оконные проемы. Восьмерик переходил в цилиндр с маленькими круглыми окнами. Этот ярус завершался штукатурным орнаментом, схожим с тем, что украшает барабан церкви. Окна, расположенные по одной оси, придавали колокольне облик стремительно возносящейся к небу вертикали. Преображенская церковь являлась замечательным памятником русского классицизма.

В 1937-1938 годах храм был разобран, очищенный кирпич использовался при строительстве цехов спиртового завода. На месте церкви теперь стоит городская баня.

с сайта http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=310&sid=1106249

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ г. ЕПИФАНИ

Ф. 2015 , III кат., 4 ед. хр. , 1843 - 1873 гг. , 1 оп. (хронол., рукопись).

В приходе: часть г. Епифани, Алтобаева слобода, Поспелова слобода, д. Вылетовка, д. Комисаровка, д. Метеневка, д. Новофедосовка, д. Овчаровка, д. Софьинка. Время образования прихода не установлено.

Каменная церковь построена в 1835 г. на средства церковного старосты, надворного советника Иоанна Илларионовича Савельева и с помощью благотворителей. Три престола: главный - в честь Преображения Господня, в приделах - в честь иконы Казанской Божьей Матери и вмч. Георгия Победоносца (292, лл. 16, 26).

О ликвидации см. ист. справку к ф. 1380 «Предтеченская церковь г. Алексина».

Метрические книги: общие за 1857 - 1873 гг., о родившихся за 1843 - 1855 гг., о бракосочетавшихся за 1843 - 1850 гг.

с сайта http://епифанец.рф/preobrajenie.html

В писцовой книге 1571-1572 гг. описана церковь во имя «Егория страстотерпца» в слободе пеших стрельцов. В XVIII в. она упоминается как деревянная уже во имя Преображения Господня. В 1835 г. она построена каменным зданием с двумя придельными алтарями во имя великомученика Георгия и во имя иконы Казанской Божьей Матери. В конце 1930-х гг. церковь была полностью разобрана. До сих пор ее вспоминают под названием «Георгиевская или Егорьевская» - по более древнему приделу.


Преображение Господа нашего Иисуса Христа - 19/6 августа. Спаситель показал людям, какими станут они в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир.



ПРИДЕЛЫ:
Великомученик и Победоносец Георгий - 9 декабря/26 ноября. 26 ноября 1037 г. был сооружен Георгиевский храм в Киеве в память о победе Великого князя Ярослава Мудрого над печенегами. Георгий - римский воин, герой многочисленных сказаний, покровитель воинов. Принял мученическую смерть во время гонений на христиан при царе Диоклетиане.
Икона Казанской Божьей Матери - 4 ноября/22 октября. Отмечается в честь освобождения Москвы от поляков нижегородским ополчением князя Пожарского и купца Минина 22 октября 1612г. Народ и войско осознали, что победа одержана ими лишь по заступничеству Божьей Матери, явленному от Казанской чудотворной иконы.

Посмотреть профиль http://mmdtug.forum2x2.ru

Сизиф

avatar
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель
Епифань. Церковь Успения Пресвятой Богородицы бывшего Епифанского монастыря


с сайта http://sobory.ru/article/index.html?object=02140

Церковь. Действует.
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы, Тихвинской иконы Божией Матери
Год постройки: между приблизительно 1680 и приблизительно 1720.
В приходе: часть г. Епифани, Караблина слобода, Конная слобода, Рождественская слобода. Приход образован в 1764 г. после упразднения Успенского мужского монастыря, приписанного к Пройковой Успенской пустыни Липецкого уезда Тамбовской губернии.
Время построения каменной церкви не установлено. Два престола: главный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, в приделе - в честь иконы Тихвинской Божьей Матери.

Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895, с. 283-284

с сайта http://moya.epifany.ru/uspenskay_church.html
Холм, на котором стоит Успенский храм издавна называется Федосьино городище. Одно из дошедших до нас преданий связывает это название с именем преподобного Феодосия Печерского – основателя Киево-Печерской лавры. Согласно легенде малороссийский монах устроил на берегу Дона небольшую иноческую обитель и назвал ее по имени своего учителя и наставника.
В другом, пожалуй, самом интересном предании о Епифани, говорится о настоятеле «Свято-Успенского Феодосьева-на-Дону» монастыря игумене Епифании, который накануне Куликовской битвы отправил всех своих иноков в войско великого князя московского Дмитрия Ивановича, а сам, оставшись один в обители, молился о победе русского воинства в схватке с иноверцами Мамая. Когда пришли литовцы, старец сказал им, что ни московского войска, ни татарского, здесь не было. Три дня игумен угощал воинов Ягайло. Когда же будущий польский король узнал о славной победе русских воинов и понял истинную причину гостеприимства и хлебосольства игумена, то «в неистовой ярости и бессильной злобе» приказал обезглавить старца. Это предание легло в основу одной из версий о происхождении названия местности, а потом и самого города.
Первое документальное упоминание об Успенском монастыре относится к 1628 году. В писцовых книгах сказано, что в 1609 году обитель на Федосьине городище была разграблена и разорена крымчаками. С тех пор монастырь долго пустовал и возродился только в 50-е годы XVII века, когда в нем поселился старец ДионисУспенская церковь Епифань 2005 г.ий Муромцов с братией. В вотчинном владении обители имелось 180 четей земли при селе Болохнино и деревне Заикино, расположенных в 25 верстах от Епифани. В 1670-1671 годах был образован Богородицкий уезд, к которому была отмежевана западная часть Епифанского уезда, в том числе вотчина Успенского монастыря. Вероятно, в конце XVII века на Федосьине городище была построена каменная церковь, которая в первой четверти XVIII века была значительно перестроена.
В 1721 году, оставшись без земельных и других угодий, Епифанская обитель была приписана к Паройской пустыни Тамбовской губернии. В 1763-1764 годах по указу Екатерины II, проводившей политику секуляризации церковных земель и сокращения числа иноческих обителей, была «учинена» опись Успенского монастыря «о церквах, о ризнице и прочем». В это время им управлял игумен Герасим, а братия состояла из трех иеромонахов и трех монахов. При богослужении им помогали четыре «бельца». По указу императрицы, монастырь на Федосьине городище, не имеющий средств для существования и «по малочисленности братии», был упразднен, а церковь – обращена в приходскую.
Приход храма Успения Пресвятой Богородицы образовывался постепенно. В 1829 году в нем числилось 56 дворов, в которых проживали 33Успенскя церковь 1997 г.3 мужчины и 303 женщины. Половину из них составляли горожане: дворяне, приказнослужители, отставные солдаты, военные и мещане. Остальные прихожане, однодворцы и крепостные крестьяне, жили в соседних слободах Кораблинской и Рождественской. Успенский приход был самым малочисленным и самым бедным в городе. Скудных доходов храма хватало лишь на покупку свеч, ладана и необходимой для богослужения церковной утвари. Помочь могли только прихожане. Наиболее состоятельные из них жертвовали на благоустройство и украшение церкви, собственные деньги. В 1811 году на подаяния от богомольцев, «старанием и попечением» священника Иоанна Никитина, в Тихвинском приделе храма установили новый резной иконостас и отремонтировали ризницу. В 1835 году на средства надворной советницы Александры Ивановны Цвеленевой Успенская церковь была полностью оштукатурена снаружи и внутри, заново расписана по стенам и покрыта листовым железом. В 1850 году старанием прихожанки помещицы Любови Ивановны Хотяинцевой вокруг храма возвели каменную ограду.
Особую роль в жизни каждого прихода играл церковный староста. Во второй половине XIX века на эту должность прихожане Успенской церкви избирали местных купцов. Двадцать четыре года (1894-1918 гг.) старостой храма на Федосьине городище был Арсений Петрович Оводов.Арсений Петрович Оводов Все это время он добросовестно и усердно выполнял свои обязанности, постоянно заботился о благолепии церковном, успешно решал хозяйственно-экономические проблемы прихода, часто на свои собственные средства. На деньги собранные «по приглашению» старосты были отлиты и установлены на колокольне пять новых колоколов, куплены несколько икон с дорогими ризами в позолоченных киотах, которые украсили внутренность храма. Арсений Петрович делал солидные пожертвования лично от себя. Подаренная им икона Феодосия Черниговского, наряду с храмовыми образами Успения Пресвятой Богородицы и Тихвинской Божьей Матери, стала особенно почитаемой в Успенском приходе, а день открытия мощей святого (9 сентября), отмечался торжественным богослужением с всенощным бдением, ранней и поздней литургиями. В начале 1912 года, по ходатайству главы Тульской епархии архиепископа Парфения, Арсений Петрович Оводов был награжден Святейшим Правительствующим Синодом золотой медалью «За усердие» на Аннинской ленте для ношения на шее. В справке представленной Епархиальным начальством указывалось, что староста Успенского прихода за семнадцать лет службы в этой должности пожертвовал на церковные нужды более 2900 рублей, а также на собственные средства отапливал и освящал храм, покупая ежегодно дрова и от 2 до 3 пудов восковых свеч. В 1914 году, на деньги, завещанные тульским купцом Евгением Ивановичем Ветровым, под руководством Оводова был произведен наружный ремонт церкви. После революции Арсений Петрович был вынужден уехать из Епифани. Семья поселилась в Туле. Он умер в 1927 году и был похоронен на Епифанском кладбище, рядом с алтарем церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
Успенскую церковь закрыли в 1932 году. В бывшем храме хранили зерно. В годы Великой Отечественной войны под своды церкви перебрался местный краеведческий музей. По сведениям очевидцев, в его экспозициях было не мало интересных и даже уникальных экспонатов. Здание церкви поддерживалось в надлежащем состоянии. Однако, в 1956 году Епифанский район, просуществовавший, как административно-территориальная единица около четырех столетий, был упразднен. Областное руководство посчитало, что для небольшого поселка – музей слишком большая роскошь. В 1958 году он был закрыт. Храм запустел. В последующие два десятилетия местные вандалы сначала разобрали ограду, а затем – частично холодный храм и до фундамента – теплый. Так ценнейший архитектурный и духовно-культурный памятник превратился в развалины.
Несмотря на разоренный и удручающий вид, храм по-прежнему привлекал внимание людей. К нему ехали паломники помолиться, шли экскурсанты полюбоваться с вершины холма Федосьина городища на бесконечные донские просторы, набрать воды из святого Успенского колодца. Но время неумолимо шло вперед, а дождь, снег и ветер делали свое дело, принося храму новые разрушения. Пожалуй, самые отъявленные оптимисты не верили в восстановление и возрождение Успенской церкви.
Однако, по воле Божьей мечтам епифанцев и многочисленных верующих суждено было сбыться. В марте 2003 года епископ Сергиево-Посадский Феогност, после очередного посещения храма Сергия Радонежского на Красном Холме, заехал в Епифань и спустился к Дону. Удивительно живописная картина предстала перед взором Владыки, Разрушенная Успенская церковь, венчающая холм Федосьина городища, «словно парит над тонкой полоской реки, а за ней начинается бескрайняя равнина Верхнее-Донских просторов, простирающаяся до самого горизонта». Решение было принято сразу: «Храм будет восстановлен!»
В мае из Сергиева Посада в Епифань приехала настоятельница будущего монастыря матушка Фекла с монахиней и послушницей. В июне прибыла первая бригада для ведения ремонтно-восстановительных работ. В первую очередь в холодном храме был подправлен алтарь и поставлен фанерный иконостас с образами. 27 августа архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры Наум освятил престол малым чином, а на следующий день вместе с братией отслужил праздничную литургию в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так, спустя двести сорок лет, началось возрождение Свято-Успенской обители на Федосьине городище. Благодаря помощи московских и местных благотворителей реставрация церкви шла довольно быстрыми темпами. В 2004 году над отреставрированными сводами и куполами засияли золотом на солнце кресты. В 2006 году на восстановленную колокольню, увенчанную высоким позолоченным шпилем, водрузили колокола: большой – массой 1200 килограммов и шесть малых для звонницы, искусно отлитые воронежскими мастерами. Стены и своды теплого храма сооружались заново. К концу лета 2007 года строительство было завершено. 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, священник монастыря иеромонах Александр освятил престол Тихвинского придельного алтаря. В 2008 году вокруг церкви была возведена кованная железная ограда в каменных столбах, изготовленная мастерами кузнечного дела города Суворова. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, был освящен главный, высотой в пять рядов, иконостас храма.
Сегодня Свято-Успенский женский скит, подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, живет своей обычной монашеской жизнью. Количественный состав обители практически такой же, как и 240 лет назад. Четыре монахини, три инокини и четыре послушницы постоянно трудятся и молятся за нас грешных.
Исследовательская работа: "Свято-Успенский монастырь"
Автор: Кусакин С.В.


с сайта http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=310&sid=1106249
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ г. ЕПИФАНИ

Ф. 2016 , III кат., 5 ед. хр. , 1780 - 1846 гг. , 1 оп. (хронол., рукопись).

В приходе: часть г. Епифани, Караблина слобода, Конная слобода, Рождественская слобода. Приход образован в 1764 г. после упразднения Успенского мужского монастыря, приписанного к Пройковой Успенской пустыни Липецкого уезда Тамбовской губернии.

Время построения каменной церкви не установлено. Два престола: главный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, в приделе - в честь иконы Тихвинской Божьей Матери (280, с. 283 - 284).

О ликвидации см. ист. справку к ф. 1380 «Предтеченская церковь г. Алексина».

Общие метрические книги за 1780 - 1825,1827 - 1846 гг.

Посмотреть профиль http://mmdtug.forum2x2.ru

Сизиф

avatar
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель
НИКОЛАЕВСКАЯ (СОБОРНАЯ) ЦЕРКОВЬ г. ЕПИФАНИ



с сайта http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=310&sid=1106249
Ф. 2014 , III кат., 10 ед. хр. , 1780 - 1852, 1897 гг. , 1 оп. (хронол., рукопись).

В приходе: часть г. Епифани, Алешина слобода, Вереникина слобода, Рождественская слобода, д. Грязновка, д. Крутая, д. Красный Осетрик, д. Полунино, д. Рогозинка, д. Табол, д. Фомино. Приход образован ранее 1685 г. (280, с. 280).

Каменная церковь построена в 1810 - 1850-е гг. Пять престолов: главный - во имя сет. Николая, архиеп. Мир Ликийского, в приделах - во имя Архистратига Михаила и мч. Иоанна Воина, в трапезной приделы - во имя прор. Илии и в честь иконы Божьей Матери «Троеручицы» (292, л. 2).

О ликвидации см. ист. справку к ф. 1380 «Предтеченская церковь г. Алексина».



Общие метрические книги за 1780 - 1852 гг. Выпись из метрической книги о рождении Жаркова А. П.

Епифань, Николаевский собор, ноябрь-декабрь 1941:


Посмотреть профиль http://mmdtug.forum2x2.ru

Спонсируемый контент


Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения