Народный архив Тульской губернии. Епифанский уезд
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Народный архив Тульской губернии. Епифанский уезд

Филиал народного архива Российской Империи. Обмен генеалогической и краеведческой информацией, взаимопомощь и взаимовыручка тех, кто ищет

Поиск по галерее сайтов НАРОДНОГО АРХИВА
Сообщите о нас пожалуйста
Партнеры
Создать форум

Не назойливая реклама
Здесь Вы можете разместить свою рекламу
Все флаги в гости к нам
Инфомация о селе Троице-Орловка Flags_0
Счетчик
Rambler's Top100 Счетчик посещений Counter.CO.KZ Яндекс.Метрика

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Инфомация о селе Троице-Орловка

Участников: 4

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

Шуберт: http://www.etomesto.ru/shubert-map/15-16/?h=63625&v=83516

Кеппен: с.70
СНМ 1862: № 1828

Сейчас:
село Троице-Орловка
Скопинский район, Рязанская область, Россия


На сегодняшний день:

Регион - РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Район - СКОПИНСКИЙ РАЙОН
Населенный пункт - с. ТРОИЦЕ-ОРЛОВКА
Почтовый индекс - 391816
Отделение связи - ТРОИЦЕ-ОРЛОВКА
Долгота - 38°54’ E
Широта - 53°48’ N

https://mmdtug.forum2x2.ru

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

Село Троице-Орловка существует как минимум с середины XVII в. В старину оно относилось к Епифанскому уезду Тульской губернии.

Изначально село было известно под названием Орловка (в XVIII веке нередко писалось «Арловка»). После возведения в нем Троицкой церкви в середине XIX века стали употребляться названия «Орловка-Троицкое», «Троицко-Орловка», и, наконец, «Троице-Орловка». Добавление было сделано для того, чтобы отличать село от близлежащего села Орловки, находившегося на Дону и также относившегося к Епифанскому уезду (ныне в Кимовском районе Тульской области).

Согласно П. И. Малицкому, своему названию село обязано одному из находящихся в нем оврагов. Село, пишет составитель книги «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула, 1895), «расположено при истоке р. Дехтярки, на скате двух противолежащих холмов, с трех сторон окруженных оврагами, или, поместному выражению, верхами, из которых один называется Орловым, почему – с достоверностью не известно… Свое название «Орловка» село получило от упомянутого урочища, которое, по преданию, покрыто было лесом, в котором, по временам, водились орлы».

По местному преданию, сохраненному П. И. Малицким, первыми жителями Орловки были выходцы из различных селений Владимирского края, которые «убежали от своих помещиков и поселились на этих холмах, окруженных оврагами, - земле, принадлежавшей князю Черкасову, и стали его крепостными людьми». Видимо, речь идет о событиях 1-й половины или середины XVII века. В этом случае в «князе Черкасове» следует видеть князя Якова Куденетовича Черкасского (?-1666), представителя адыгской (черкесской) знати на русской службе, полководца первых Романовых - царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. В 1641 и 1645 годах он направлялся на береговую службу в Тулу. Возможно, причиной добровольного закрепощения местных жителей стал последний крупный набег крымских татар на земли Епифанского уезда, случившийся в 1659 году.

До петровских времен село Орловка было крайней южной точкой обширной вотчины князей Черкасских, центом которой являлась усадьба в селе Нагиши (Лебяжий Усад). В 1721 году, после женитьбы советника Экипажной экспедиции Адмиралтейств-коллегии князя Никиты Ивановича Долгорукова (ум. 1737) на княжне Анне Михайловне Черкасской (1692-1737), имения в Епифанском уезде перешли к роду Долгоруковых. Во владении их потомков – князей Сергея Никитича (1724-1802), Никиты Сергеевича (1768-1842) и Сергея Никитича (1811-1876) Долгоруковых – жители Орловки оставались вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.

Самое раннее из известных описаний села выявлено в экономическом приложении к планам Генерального межевания Епифанского уезда, составленном между 1764 и 1782 гг. В документе сказано, что Орловка расположена «пообе стороны речки Дехтярки и безымянного отвершка, накоих попруду». В селе насчитывался 61 крестьянский двор, в которых проживали 175 мужчин и 139 женщин. Среди изб возвышалась «церковь деревянная Николая Чудотворца».

В статистическом справочнике «Города и селения Тульской губернии в 1857 г.», вышедшем под редакцией академика П. И. Кеппена (СПб, 1858), указано, что в это время население «села Орловки», находившегося «при реке Дегтянке», составляло 1158 человек «помещичьих крестьян».

Согласно «Спискам населенных мест Тульской губернии» (СПб, 1862), накануне отмены крепостного права Орловка была «селом владельческим». Этот населенный пункт находился «при пруде», в нем насчитывалось 152 двора, в которых проживали 573 мужчины и 648 женщин.

Военно-топографическая карта Тульской губернии 1863 года свидетельствует о том, что в середине XIX века пейзаж села оживляли 4 ветряные мельницы. Две из них располагались за околицей села, слева от дороги в деревню Купчая, еще две – справа от дороги на село Нагиши.

После освобождения от крепостного права в 1861 году село стало центром Троицко-Орловской волости, в состав которой вошли окрестные деревни Купчинка (ныне Купчая), Екатериновка (ныне урочище), Черемошки (ныне Черемухово) и Ивановка (ныне Ивановка-Селезневка).

В 1866 году жители Орловки-Троицкого оставались временнообязанными оброчными крестьянами бывшего помещика князя С. Н. Долгорукова. Мужское население деревни составляло 577 душ. Общая площадь обрабатывавшейся местными жителями земли равнялась 1281 десятине 392 саж. (1399,72 га). По состоянию на 1 января 1867 года каких-либо недоимок за ними не числилось.

Как свидетельствует справочное издание «Волости и важнейшие селения Европейской России. Выпуск 1. Губернии Центральной земледельческой области» (СПб., 1880), в конце 1870-х годов в Троицко-Орловке, «бывшем селе владельческом», насчитывалось 176 дворов и 1246 жителей. В населенном пункте размещалось волостное правление, имелась 1 лавка. При Троицкой церкви существовала богадельня. С 1877 года в селе действовала земская школа.

В 1895 году очень подробное описание села и природных особенностей его окрестностей было включено в уже упоминавшуюся выше книгу «Приходы и церкви Тульской епархии». Видимо, информатором ее составителя П. И. Малицкого был местный священнослужитель, не чуждый просвещению. В его статье, в частности, отмечается: «Село Орловка-Троицкое отстоит от г. Тулы в 105 вер. и от г. Епифани в 23 вер. …В полуверсте от села проходит большая дорога, ведущая из г. Епифани в г. Скопин (Рязанской губ.), называемая здесь Скопинскою. В 7 вер. от села находится станция Горлово (Рязанской губ.), а в 10 - станция Клекотки (Тульской губ.) Сызрано-Вяземской жел. дороги. В этой местности лесов совсем нет, почва черноземная, часто суглинковая, а в оврагах торфяная с примесью серы; в некоторых местах по скатам холмов встречаются камни наподобие железной руды, которая, по мнению некоторых, будто бы и есть тут в небольшом количестве». Автор не обошел молчанием и традиционные занятия сельских крестьян. «Кроме земледелия, - отметил он, - они занимаются отхожими промыслами – уходят на заработки в Московскую губернию для копания камня, выделки из него цемента, алебастра, извести».

«Материалы для оценки земель Тульской губернии. Том III. Епифанский уезд. Выпуск 1» (Тула, 1914) свидетельствуют, что в начале ХХ века Троицко-Орловская и Нагишовская волости были объединены в одну – Нагишовско-Орловскую.

Советская власть в Троице-Орловке, как и повсюду в Епифанском уезде, была установлена в декабре 1917 года. В селе был создан комитет бедноты, позднее сельсовет.

При районировании Тульской губернии в 1924 году Троице-Орловка вошла в состав Бучальско-Молоденского района. Справочник «Вся Тула и Тульская губерния» (Тула, 1925) сообщает, что в это время Троице-Орловский райсельсовет возглавляли К. С. Лавренов (председатель) и Д. Е. Акимов (секретарь). В селе действовали школа 1-й ступени и Троице-Орловский народный дом, работала маслобойня М. И. Родичева.

В 1929 году Троице-Орловку вместе с другими окрестными населенными пунктами включили в Горловский район Тульского округа Центрально-Промышленной области, в том же году переименованной в Московскую. В составе Горловского района село попеременно относились то к Московской (в 1929-1937 и в 1942-1946 гг.), то к Рязанской областям (в 1937-1942 и в 1946-1959 гг.).

Топографические карты РККА 1941 года (съемки 1939 г.) указывают, что накануне Великой Отечественной войны в Троице-Орловке насчитывалось 232 строения.

В ноябре-декабре 1941 года село подверглось кратковременной немецко-фашистской оккупации. Нацисты ушли из Троице-Орловки в ходе контрнаступления частей 10-й армии Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта Ф. И. Голикова.

С упразднением Горловского района в 1959 году его территория вошла в Скопинский район Рязанской области.

История Троицкой церкви в Троице-Орловке, долгое время бывшей средоточием духовной жизни села и до сих пор остающейся его главной достопримечательностью, заслуживает отдельного внимания.

Первый приходской храм в селе был возведен в 1771 году на средства помещика - отставного капитана князя Сергея Никитича Долгорукова (1724-1802). Это была деревянная однопрестольная церковь. «Приходы и церкви Тульской епархии» под редакцией П. И. Малицкого утверждают, что она была освящена во имя Св. великомученицы Варвары. Это вполне вероятно, тем более что Св. Варвара являлась святой покровительницей супруги храмоздателя княгини Варвары Никитичны Долгоруковой, урожденной княжны Щербатовой (ум. 1820). Тем не менее, в документах XVIII века храм в Орловке называется церковью Николая Чудотворца.

В экономическом приложении к планам Генерального межевания Епифанского уезда, составленном между 1764 и 1782 годами, сообщается, что причт храма владел выделенной помещиком землей. Согласно документу, «церковная земля села Орловки» находилась «наречке Молоденки налевой стороне, апротока Орлова направой стороне» и обрабатывалась того села «священно церковно служителями».

Деревянная церковь стояла в селе до 1857 года. После ее здание было продано в деревню Пупки Скопинского уезда Рязанской губернии (ныне в Скопинском районе Рязанской области), где вновь было собрано и вновь освящено во имя Св. великомученицы Варвары.

В 1852 году по завещанию князя Никиты Сергеевича Долгорукова (1768-1842) в селе был возведен новый кирпичный храм во имя Святой Живоначальной Троицы с колокольней. Он является памятником «русско-византийского» стиля и принадлежит к центрическим пятикупольным храмам соборного типа. Не исключено, что при его строительстве использовался один из «образцовых проектов» приходских церквей К. А. Тона.

П. И. Малицкий сообщает, что в храме имелось два придела: южный – во имя Сергия Радонежского чудотворца, и северный – во имя великомученицы Варвары (это святые покровители родителей храмоздателя - князя Н. С. Долгорукого). До 1917 года церковь существовала в своем первоначальном виде, обновлялись только ее иконостасы. В храме находились особо чтимые иконы Св. великомученицы Варвары и Св. преподобного Сергия. В память о спасении императора Александра III и его семьи при крушении поезда у станции Борки 17 (29) октября 1888 года прихожанами церкви «поставлена была в храме киота с золочеными колоннами, в которой поставлены иконы святых, имена которых носит царственная семья, и святых, празднуемых 17 октября». Около храма была построена часовня, отмечавшая место прежней Варваринской церкви.

В конце XIX – начале ХХ веков в приход Троицкой церкви, кроме села, входили деревни Екатериновка и Озерки, Купчая тож. Причт церкви состоял из священника и псаломщика. Храм владел усадебной, сенокосной и полевой землей общей площадью 40 десятин 554 кв. саж. (43,95 га). На содержание церкви имелся капитал в 1796 руб. и «по книжке сберегательной кассы 647 руб. 42 коп.»

Троицкая церковь действовала в селе до конца 1930-х годов, была закрыта и позднее разорена. В настоящее время стоит без куполов. Здание заброшено и разрушается. Следов колокольни, являвшейся, по всей видимости, отдельным зданием, а также стоявшей рядом с храмом часовни нигде не видно.

М.А.Российский, к.и.н.
(Публикуется с согласия автора)

Наталья Становкина и Jt поставили лайк

https://mmdtug.forum2x2.ru

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

http://temples.ru/card.php?ID=7190

Церковь Троицы Живоначальной в Троице-Орловке (Церковь Троицы Живоначальной в Орловке-Троицком, Троицкая церковь; Святотроицкая церковь; Свято-Троицкая церковь)

Основана: 1771
Последняя постройка: 1852

Первая деревянная однопрестольная церковь вмц. Варвары построена в 1771 на средства кн. С. Н. Долгорукова. Существовала до 1857, когда была продана в д. Пупки Рязанской губ. Сохранившийся каменный храм возведен по завещанию кн. Н. С. Долгорукого (+1842), строительство завершилось в 1852. Приделы прп. Сергия (правый) и вмц. Варвары (левый). До 1917 не перестраивался. Закрыт в 1930-х, ныне заброшен и разрушается.

https://mmdtug.forum2x2.ru

lenko



Подскажите, в каком архиве хранятся дореволюционные документы по данной деревне? В Тульском или Рязанском?

Jt



lenko пишет:Подскажите, в каком архиве хранятся дореволюционные документы по данной деревне? В Тульском или Рязанском?
В Тульском. В сети есть метрические книги и ревизии.

Jt



Дополню, что удалось найти ревизию 1764 года по Орловке и Нагишам.
В ревизии 1764 г по Нагишам есть записи семей по прошлой ревизии 1745 года, а в текущей указано, что переведены в новое село (или деревню, не помню) Орловку. То есть в период 1745-1764 из Нагишей были переселены семьи в Орловку. 
Среди них точно были:
Михаил и Леонтий дети Тюри), а в 1795 так и указано - Тюрины;
Захаровы под фамилией Замесовы, но у них был Захар, видимо, от него и пошли Захаровы, которые далее однозначно стыкуются с современными Захаровыми;

Искал также Казаковых, но не смог состыковать, хотя в 1795м они точно есть.
А вот Букины прибыли только в 1826м году из Нагишей, отец и 2 сына.

Других не изучал, помню, что еще первыми Кошелевы были указаны в 1764м.

mykotajulia



В ревизии 1762 по Орловке, в заглавии указано: деревня Арловка выделена из села Лебяжий усад
Инфомация о селе Троице-Орловка Screen10

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения