Народный архив Тульской губернии. Епифанский уезд
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Народный архив Тульской губернии. Епифанский уезд

Филиал народного архива Российской Империи. Обмен генеалогической и краеведческой информацией, взаимопомощь и взаимовыручка тех, кто ищет

Поиск по галерее сайтов НАРОДНОГО АРХИВА
Сообщите о нас пожалуйста
Партнеры
Создать форум

Не назойливая реклама
Здесь Вы можете разместить свою рекламу
Все флаги в гости к нам
Информация о селе Петрушино Flags_0
Счетчик
Rambler's Top100 Счетчик посещений Counter.CO.KZ Яндекс.Метрика

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Информация о селе Петрушино

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

Шуберт: http://www.etomesto.ru/shubert-map/14-16/?h=68023&v=79395

Сейчас:
поселок Петрушино
Скопинский район, Рязанская область, Россия

Регион - РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Район - СКОПИНСКИЙ РАЙОН
Населенный пункт - с. ПЕТРУШИНО
Почтовый индекс - 391811
Отделение связи - ПЕТРУШИНО
Долгота - 39°24’ E
Широта - 53°45’ N



Последний раз редактировалось: Сизиф (Пт 20 Мар - 9:52), всего редактировалось 1 раз(а)

https://mmdtug.forum2x2.ru

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

На 1870-е годы Петрушино относилось к Петрушинской волости; 757 чел., 1708 дес., 523 саж.,(Долгоруков).
На 1910-1912 гг. Петрушино относилось к Клекотовско-Петрушинской волости; на р.Бурлак, 520 дв., 2803 чел., 233,2 дес.
В перечне н.п. за 1920-е годы (начало) Петрушино не упоминается,  "переход" в Рязанскую губернию.

https://mmdtug.forum2x2.ru

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

ИСТОРИЯ

Село Петрушино близ р. Бурлак (притока р. Мартынец) возникло на территории Епифанского уезда не ранее второй половины XVII в. До 1760-х оно было деревней при соседнем селе Лебяжий Усад (Нагиши).

Местные предания связывают название села с именем царя Петра I. П. И. Малицкий, составитель книги «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула, 1895), пишет: «Свое название это село получило, по преданию, оттого, что в этой местности останавливался Петр Великий, проезжая с Куликова поля». От жителей села автор этих строк слышал передававшуюся из поколения в поколение историю о том, как примерно в середине 1670-х гг. через село проезжал поезд царицы Натальи Кирилловны, в котором везли также малолетнего царевича Петра Алексеевича. Поезд, якобы, остановился «в центре села, у церкви», чтобы перепеленать младенца. Название «Петрушино», таким образом, истолковывается как воспоминание об умилении сельских крестьян при виде царского сына.

Обе версии, к сожалению, не выдерживают критики. Петр I посещал Куликово поле в 1702 г. Вряд ли 30-летнего царя в это время кто-либо из подданных мог назвать «Петруша». Что же касается устного предания, то никаких данных о перемещении царицы Натальи Кирилловны с младенцем-царевичем по Епифанскому и Скопинскому уездам в 1672-1675 гг. не имеется. Вызывает сомнение и остановка царского поезда у церкви – первый храм в Петрушино появился только в 1770-1776 гг.

Комментируя информацию, приведенную П. И. Малицким, современный исследователь Т. В. Майорова в статье «Топонимия в «Приходах и церквях Тульской епархии»: комментарии» отмечает, что составителю книги «пришлось привести не только предание, связанное с Петром I (он, а также Екатерина II – самые популярные персонажи топонимических легенд в Центральной России), но и время возникновения села – до XVIII в., т. е. до того времени, когда в этих краях появился Петр I. Петрушино – название отфамильное или от гипокористики Петруша (вряд ли так называли Петра I) с топоформантом –ино».

Впрочем, некоторые исторически основания для упоминания Петра I в контексте сельской истории все же имеются. По мнению авторитетных тульских краеведов, Петр I неоднократно посещал Тульский край в годы строительства Ивановского (Епифанского) канала и шлюзов – и в 1699, и в 1701-1703 гг. Есть достоверные свидетельства того, что в окрестностях Петрушина - в частности, в селе Хитровщина, вотчине Лефортов - он действительно бывал. Однако, как представляется, название «Петрушино» относится к XVII в. и связано с каким-то другим, местным Петром.

Во 2-й пол. XVII в. «деревня Петрушина Клобучковского стана Епифанского уезда входила в состав обширной вотчины князей Черкасских с центром в селе Лебяжий Усад (Нагиши). В 1712 г., после кончины князя Михаила Яковлевича Черкасского, ближнего боярина и последнего воеводы Тобольского, владение «деревней Петрушиной», как и соседними с ней населенными пунктами - селами «Лебяжий Усад, Нагиши тож» и Орловка (совр. Троице-Орловка), унаследовала его дочь, княжна Анна Михайловна (1692-1737). Епифанская вотчина стала приданым княжны в 1721 г., досталась ее мужу, князю Никите Ивановичу Долгорукову (ум. 1737). Потомкам этой пары – князьям Сергею Никитичу (1724-1802), Никите Сергеевичу (1768-1842) и Сергею Никитичу (1811-1876) Долгоруковым – принадлежали все жители упомянутых сел вплоть до отмены крепостного права в 1861 г.

В экономическом приложении к планам Генерального межевания Епифанского уезда, составленном в период с 1764 по 1782 гг., имеется достаточно подробное описание села. В документе сказано, что Петрушино лежит «пообе стороны речки Мартынца безымянного отвершка, накоих попруду, и большой дороги из города Венева в город Скопин». На окраине села находилась «церковь деревянная Демитрия Митрополита Ростовского Чудотворца». В селе насчитывалось 97 дворов, в которых проживали 348 мужчин и 337 женщин. Земля в окрестностях села – «черная, хлеб средственный, покосы хороши, лес строевой дубовой, березовой и осиновой, крестьяне напашне».

По данным книги «Города и селения Тульской губернии», вышедшей в 1858 г. в Санкт-Петербурге под редакцией академика П. И. Кеппена, по состоянию на 1857 г. население села Петрушина составляло 1470 душ обоего пола. Все жители села и его окрестностей обозначены как «помещичьи крестьяне».

Сведения о селе накануне отмены крепостного права содержатся в «Списках населенных мест Тульской губернии» (СПб, 1862). Согласно этому изданию, Петрушино являлось «селом владельческим» и находилось «при ручье Плочке». В нем насчитывалось 194 двора, в которых проживали 779 мужчин и 775 женщин.

Посвященный Тульской губернии раздел IV тома «Сведений о помещичьих имениях» (СПб, 1860) подробно освещает условия хозяйственной деятельности крепостных крестьян епифанского имения князя С. Н. Долгорукова в конце 1850-х годов. Мужское население «сел Лебяжий Усад и Петрушина с деревнями» составляло 3122 души. Из них 22 человека находились «на дворовом положении». Во всех населенных пунктах имения насчитывалось в общей сложности 724 двора. Проживавшие в них крепостные составляли в общей сложности 1004 оброчных тягла. Дома и огороды крестьян имения занимали площадь 306,39 десятин (ок. 335 га), средний размер приусадебного участка составлял 0,1 десятины. В пользовании крестьян находились выгоны для скота общей площадью 223,8 десятины (ок. 244 га). Размер денежного оброка в епифанском имении С. Н. Долгорукова составлял 12 руб. 96 коп. с тягла. Кроме этого, крестьяне были обязаны отдавать в пользу помещика «по 1-й четверти (102,38 кг) ржи, по 1-й четверти овса и по 1 пуду (16,38 кг) сена с тягла».

С отменой крепостного права по Манифесту от 19 февраля 1861 г., однако, зависимость крестьян от помещиков полностью не исчезла. Бывшие крепостные получали землю не в собственность, а в аренду с правом последующего выкупа. Полноправным собственником землепашец становился только после погашения всех выкупных платежей, причем не только за свой надел, но и за землю бывшего помещика. До выкупа себя и своей семьи крестьянин оставался на положении временнообязанного. С началом реформы 1861 г. все петрушинские крестьяне приобрели статус «помещика князя Долгорукова временнообязанных».

Среди хозяйственной деятельности пореформенного Петрушина выделяется мукомольный промысел. Военно-топографическая карта Тульской губернии 1863 г. свидетельствует, что в селе насчитывалось шесть ветряных мельниц. Две из них располагались вдоль главной улицы Большой Слободы, около здания Вознесенской церкви. Еще три – на противоположном от церкви берегу запруженной р. Бурлак, перед фасадами домов Рыбинки. Одна стояла за околицей села к югу от Вылетовки, слева от дороги на село Горлово.

После освобождения от крепостного права в 1861 г. село стало центром Петрушинской волости. В нее вошли соседнее село Богослово, а также деревни Васильевка (Суровцы), Клобучки, Измайловка и Поповка.

В 1866 г. все жители Петрушина оставались временнообязанными оброчными крестьянами бывшего помещика князя С. Н. Долгорукова. Мужское население села составляло 757 душ. Общая площадь обрабатывавшейся петрушинскими крестьянами земли равнялась 1708 десятинам 523 саж. (1866,3 га). По состоянию на 1 января 1867 г. за ними числилась недоимка «по помещичьему оброку» в сумме 482 руб. и «по прочим сборам» в сумме 8 руб. 52 коп.

В сентябре 1866 г. в Епифанском уезде прошли первые выборы в земское собрание. Одним из гласных от уездных землевладельцев стал священник села Петрушина о. Иоанн Базаров. На этом посту он оставался до 1868 г.

Широкие хозяйственные возможности бывшего имения Долгоруковых, недееспособность последнего помещика и отсутствие серьезного контроля со стороны органов дворянской опеки все же позволили петрушинским крестьянам рассчитаться по выкупным платежам. Как свидетельствуют метрические книги Вознесенской церкви, в конце 1878 г. все жители села стали полноправными собственниками. Им удалось сделать это лишь за три года до официальной отмены временнообязанности в рамках мер по облегчению положения крестьян, предпринятых правительством Александра III.

В 1869 г. началось строительство ветки Вязьма-Павелец Сызрано-Вяземской железной дороги. Ее полотно пролегло между селами Петрушино и Нагиши. Первый поезд по новой трассе был пущен 16 декабря 1874 г.

В 1879 г. в селе открылась земская школа, к 1895 г. в соседних с Петрушином селе Богослово и деревне Суровцы действовали школы грамоты. Однако общий образовательный уровень населения оставался низким. По данным земской статистики, в период с 1899 по 1911 гг. уровень грамотности среди мужчин Клекотковско-Петрушинской волости поднялся с 35-40 до 50%. Грамотность среди сельских женщин оставалась на вопиюще низком уровне. В 1899 г. не более 5-10% уроженок волости умели читать и писать. К 1911 г. этот показатель едва превышал 15%.

Как свидетельствует справочное издание «Волости и важнейшие селения Европейской России. Выпуск 1. Губернии Центральной земледельческой области» (СПб., 1880), в конце 1870-х гг. в Петрушино, «бывшем селе владельческом», насчитывалось 250 дворов и 1616 жителей. В населенном пункте размещалось волостное правление, действовали две лавки.

В «Алфавитном списке гг. дворян с указанием местонахождения их поместий в Тульской губернии» (в сборнике «Дворянское сословие Тульской губернии», т. IV (XIII), М., 1910) указано, что в начале ХХ в. единственной дворянкой-землевладелицей в окрестностях Петрушина была «дочь губернского секретаря Зинаида Алексеевна Кошкарева, ныне Кирьякова». В 1903-1909 гг. ей принадлежало 175 дес. (191,19 га) пахотной земли.

По воспоминаниям жителей Петрушина, крупнейшим хозяйством накануне Октябрьской революции 1917 г. владела крестьянская семья Маликовых, представителей которой в селе звали «помещиками». В собственности у них находилось более 30 десятин (32,8 га) земли. К югу от села, на берегу р. Бурлак, неподалеку от ее пересечения с линией Сызрано-Вяземской железной дороги им принадлежал обширный «хутор Маликов», развалины которого были видны еще в 1950-х гг. Десять зажиточных семей владели наделами в 10-20 десятин (10,9-21,9 га). Многие из них – Зобнины, Солдатовы, Горбуновы, Казанковы, Блюдины, Исаевы – были потомками отставных унтер-офицеров и солдат николаевского времени. Наделы большинства крестьян не превышали 6 дес. (6,5 га).

Согласно сборнику «Материалы для оценки земель Тульской губернии. Том III. Епифанский уезд. Выпуск 1» (Тула, 1914), в начале ХХ в. Петрушинская и Клекотковская волости были объединены в одну - Клекотковско-Петрушинскую. Издание сообщает, что в 1911 г. в Петрушино насчитывалось 520 хозяйств, «517 приписных и 3 посторонних». Среди построек в хозяйствах упоминаются 237 риг, 82 сарая, 317 амбаров, 436 изб и домов. 23 хозяйства не имели жилых построек. Как явствует из «Материалов...», в начале ХХ в. мукомольный промысел в Петрушино постепенно сошел на нет. К 1914 г. ни одной мельницы в селе не осталось.

Советская власть в Петрушино, как и повсюду в Епифанском уезде, была установлена в декабре 1917 г. Процесс становления новой администрации, насколько известно, протекал бесконфликтно.

При районировании Тульской губернии в 1924 г. Петрушино вошло в состав Бучальско-Молоденского района. Справочник «Вся Тула и Тульская губерния» (Тула, 1925) сообщает, что в это время Петрушинский райсельсовет возглавляли П. П. Локтев (председатель) и Д. С. Агуреев (секретарь). В селе действовали школа 1-й ступени и пункт ликвидации неграмотности, был открыт бакалейный магазин Петрушинского потребительского общества.

В 1929 г. Петрушино вместе с другими окрестными населенными пунктами включили в Горловский район Тульского округа Центрально-Промышленной области, в том же году переименованной в Московскую. В составе Горловского района село попеременно относились то к Московской (в 1929-1937 и в 1942-1946 гг.), то к Рязанской областям (в 1937-1942 и в 1946-1959 гг.).

В 1930 г., на волне массовой коллективизации, в Петрушино был создан колхоз «Тринадцатый Октябрь». В нем трудились практически все жители села вплоть до конца советской эпохи.

В 1936-1941 гг. в селе жил Федор Андрианович Полетаев (1909-1945), будущий участник итальянского движения Сопротивления, национальный герой Италии и Герой Советского Союза (1962). Он работал кузнецом в колхозе «Тринадцатый Октябрь». В августе 1941 г. Ф. А. Полетаев был мобилизован Горловским райвоенкоматом и направлен в действующую армию.

Топографические карты РККА 1941 года (съемки 1939 г.) указывают, что накануне Великой Отечественной войны в Петрушино насчитывалось 322 строения.

23 ноября - 7 декабря 1941 г. Петрушино подверглось кратковременной немецко-фашистской оккупации. В село вошло подразделение вражеских войск. По всей видимости, оно принадлежало 40-му полку связи из 2-й танковой армии Вермахта, штаб которой расположился в г. Михайлове Рязанской области. По воспоминаниям жителей села, оккупанты ограничились поверхностным грабежом местного населения и особо не бесчинствовали.

Немцы покинули село утром 7 декабря 1941 г., примерно через сутки после начала контрнаступления советских войск. Как свидетельствуют старожилы, отступившие из Петрушина гитлеровцы укрепились на высоте, господствующей над дорогой из Петрушина в Горлово, у поворота на село Богослово. Здесь их атаковали воины 170-го кавалерийского полка 41-й Отдельной кавдивизии под командованием майора И. Г. Фактора (1902-?). В схватке гитлеровцы были разгромлены, оставшиеся в живых отступили к селу Клекотки. Во время боя жители Петрушино – старики, женщины и дети – прятались в своих погребах и землянках, но и там слышалась стрельба и разрывы снарядов.

Суровые лишения военной поры были определяющим фактором жизни петрушинцев в 1942-1945 гг. Дефицит продовольствия сопровождался нехваткой топлива: в эти годы на растопку пошли даже старинные дубовые кресты с сельского кладбища. Многие представители сельской молодежи, не подлежавшие призыву в действующую армию, трудились на шахтах Сталиногорского угольного бассейна.

Несмотря на трудности послевоенных лет, вопросам образования сельской молодежи уделялось приоритетное внимание. В 1946-1949 гг. старинная Вознесенская церковь, закрытая с 1937 г., была разобрана. Из ее кирпича построили 2-хэтажное здание школы (на втором этаже располагался интернат для детей из села Богослово, деревень Клобучки и Измайловка). В начале 1950-х гг. в селе также действовал клуб, в котором имелась библиотека и проводились бесплатные кинопоказы.

В 1960-е гг. в селе было возведено новое здание правления колхоза, появился медпункт, МТС, новые фермы, овоще- и зернохранилища, до начала 1980-х гг. в колхозе имелась собственная пасека. Библиотека сельского клуба продолжала оставаться средоточием культурной жизни.

В 1980-х гг. на землях колхоза «Тринадцатый Октябрь» были обнаружены залежи угля и голубой глины, началась их добыча в промышленных масштабах. Глина стала сырьем для Новомосковского кирпичного завода. Из белого новомосковского кирпича в эти годы были сооружены здания ферм, магазина, столовой, библиотеки, детского сада. На месте старого сельского клуба возвели 2-хэтажный культурный центр: на первом этаже располагались помещения сельсовета, клуба и почтового отделения, второй этаж занимали школа и школьная библиотека. Старая школа после этого была заброшена. Кирпич постройки, отличавшийся высоким качеством (из него когда-то была построена Вознесенская церковь), активно разбирался жителями на хозяйственные нужды.

1980-е гг. запомнились жителям села как эпоха относительного благосостояния. Население увеличилось за счет притока переселенцев из различных городов, автономных и союзных республик СССР (Украины, Башкирии, Дагестана, Чечено-Ингушетии и др.). На улицах Петрушина выросло немало новых домов для семей колхозников. В колхозе «Тринадцатый Октябрь» собирали хорошие урожаи зерновых и картофеля. Уровень жизни колхозников неуклонно повышался.

1990-е гг. обернулись катастрофой для Петрушина. В конце десятилетия прекратил свое существование колхоз «Тринадцатый Октябрь», преобразованный в АОЗТ. Начался отъезд семей переселенцев, за которым последовала деградация инфраструктуры обезлюдевшего села: здания ферм, общежитий, библиотеки, детского сада, жилых домов разбирались на кирпич и вывозились. Закрылась школа, здание культурного центра в настоящее время заброшено и разрушается. Многие дома в Петрушине используются жителями близлежащих городов как дачи.

УЛИЦЫ И РАЙОНЫ

Окончательное оформление внутренней топонимики Петрушина можно условно датировать рубежом XIX и ХХ веков. До настоящего времени названия слобод и порядков крестьянских домов дошли в практически неизменном виде.

Северо-восточная оконечность села, главной магистралью которой является современная ул. Центральная, известна под именем Большая Слобода. Южная окраина Петрушина в районе современной ул. Зеленая называется Вылетовкой. У юго-восточной околицы села располагается Самара, примыкающая к дороге на село Горлово. На левом берегу реки Бурлак в районе современной ул. Школьная находится Киселевка. Там же, вдоль западной и юго-западной окраины села, в районе современной ул. Заречная, протянулись Огневка и Рыбинка. В северной части Петрушина, между ул. Центральной и рекой Бурлак, локализуется Чанаевка. Наконец, к северу от Большой Слободы, по обе стороны от дороги в деревни Кашино, Галицкую и село Хитровщину, лежит Воробьевка.

Как свидетельствуют планы Генерального межевания Епифанского уезда, составленные в 1764-1782 годах, уже в это время село Петрушино приобрело узнаваемые сегодня очертания. Сопоставление планов середины XVIII века с топографическими картами 1860-х годов дает примерную картину динамики развития населенного пункта и его составных частей.

Имеются достаточно серьезные основания видеть в Большой Слободе историческое ядро села. Оно примерно соответствует порядку крестьянских изб вдоль большой дороги из Венева в Скопин (историческая улица Большая Слобода, современная улица Центральная), которым, собственно, и являлась «деревня Петрушина» конца XVII - начала XVIII веков.

Название «Вылетовка» возникло, скорее всего, по аналогии с крайней западной слободой соседнего села Богослова, называвшейся Влетовкой. Карты 1860-х годов свидетельствуют, что в это время окраины двух сел были связаны прямой проселочной дорогой. Примерное время утверждения этого топонима - 2-я половина XIX века.

Удовлетворительного объяснения названия «Самара» у автора пока нет.

Качество рисованных карт XVIII века не позволяет однозначно ответить на вопрос, существовал ли уже в 1760-1780-х годах порядок домов, ныне носящий название Киселевки. Сам по себе топоним указывает на проживание в этой части села представителей известной в Петрушине крестьянской семьи Киселевых. На современной улице Школьной до настоящего времени стоит дом, принадлежащий ее прямым потомкам. В метрических книгах храма Вознесения Христова эта фамилия начинает упоминаться с марта-апреля 1865 года. Как представляется, до этого она бытовала в крестьянской среде неофициально. На данном основании можно предположить, что появление Киселевки следует отнести ко 2-й половине XIX века.

Планы Генерального межевания 1764-1782-х годов свидетельствуют, что уже в это время два порядка крестьянских домов, соответствующих современным Огневке и Рыбинке, существовали практически в нынешних границах. Однако вопрос о том, в какой исторический период возникли их названия, остается открытым. Топоним «Рыбинка», скорее всего, связан с близостью пруда на реке Бурлак. Его появление, видимо, правильным будет отнести к первым десятилетиям истории «деревни Петрушиной». Происхождение названия «Огневка» остается достаточно неясным.

Название слободы Чанаевка указывает на ее основание старинным петрушинским родом Чанаевых. Планы Генерального межевания 1764-1782-х годов свидетельствуют, что в рассматриваемое время слобода находилась на северной границей жилых построек. Материалы IV и V ревизий податного населения Российской Империи позволяют отнести появление фамилии Чанаевых ко 2-й половине XVIII века. В ревизской сказке, составленной петрушинским старостой Симеоном Ивановым в мае 1782 года (ГАТО, Ф. 366, оп. 1, д. 1, л. 584 ), против записи о детях бесфамильного крестьянина Лукояна Яковлева (1713-1765) - Николая (1733-1804), Игната (1745-1783), Андрея (1767-?) и Агапа (1774-?) Лукояновых - имеется отметка: «по мирскому прозванию Чанаевы» (в сказке 1795 года их фамилия написана как «Ченаевы»). Видимо, история слободы началась с компактного проживания в ней семей этих четырех братьев во 2-й половине XVIII века.

Удовлетворительного объяснения происхождения названия «Воробьевка» также пока нет. На картах 1860-х годов эта слобода не прочитывается. Ее расположение «на отшибе» может косвенно указывать на то, что она является последней по времени возникновения среди петрушинских слобод. Примерное время появления Воробьевки - конец XIX - начало ХХ веков.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Главная достопримечательность села - Вознесенская церковь, памятник провинциального русского классицизма 1-й пол. XIX в., к сожалению, не сохранилась.

До 70-х гг. XVIII в. жители деревни, а потом и села Петрушина были прихожанами Воскресенской церкви в соседнем селе Нагиши. В 1770 г. местным помещиком отставным армии капитаном князем С. Н. Долгоруковым была испрошена храмоздатная грамота на строительство в Петрушино собственной церкви. Возведение однопрестольного деревянного храма во имя Св. Димитрия Ростовского завершилось в 1776 г. При храме, находившемся на окраине села, вскоре выросло кладбище.

Согласно экономическому приложению к планам Генерального межевания, составленным между 1764 и 1782 гг., «писцовая церковная земля села Петрушина церкви Димитрия Митрополита Ростовского Чудотворца священно церковно служителей» располагалась «направой стороне речки Клабучка ипри большой дороги изгорода Венева вгород Скапин». Площадь участка составляла 35 дес. 1955 саж. (39,13 га). Под пашню было отведено 34 дес. 795 саж. (37,51 га), под сенокос – 1 дес. 840 саж. (1,47 га). Экономическое приложение отмечает: «земля черная, хлеб средственный, покосы худы».

В 1815 г. деревянный храм Св. Димитрия Ростовского сгорел. В течение 10 последующих лет прихожане со своими духовными нуждами обращались в церковь села Нагиши. Однако уже в 1819 г. петрушинские крестьяне совместно со своим помещиком, отставным подпоручиком Лейб-гвардии Конного полка князем Н. С. Долгоруковым, испросили новую храмоздатную грамоту на строительство каменной церкви. Постройка храма во имя Вознесения Христова была окончена в 1826 г. Он располагался на южной окраине села, на берегу запруженной р. Бурлак. П. И. Малицкий в книге «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула, 1895) описывает это здание следующим образом: «Храм выстроен трехпридельный, причем все алтари в ряд: средний – главный алтарь во имя Вознесения Господня, по правую сторону – в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а по левую – в честь Св. Димитрия Ростовского, чудотворца.» Из икон в храме особенно чтился Иерусалимский образ Божьей Матери. По воспоминаниям жителей села, церковь в Петрушино была внешне похожа на храм в соседнем селе Нагиши. Место сгоревшей церкви Св. Димитрия Ростовского в середине XIX в. было отмечено каменной часовней, стоявшей на сельском кладбище до 1930-х гг.

В конце XIX – начале XX в. в приход Вознесенской церкви, помимо села Петрушина, входили соседнее сельцо Богослово (до 1900 г.), а также деревни Васильевка (Суровцы), Измайловка и Клобучки. Храм владел 39 дес. (42,6 га) пахотной земли. В пользу церкви также имелся капитал на сумму 3 751 руб. 50 коп. Проценты с него в размере 246 руб. 43 коп. ежегодно поступали в пользу причта, состоявшего в 1895 г. из двух священников, дьякона и двух псаломщиков.

В метрических книгах Вознесенской церкви, хранящихся в фондах ГАТО, сохранились имена некоторых петрушинских священнослужителей

2-й пол. XIX – начала ХХ вв. В 1865- 1869 гг. в них упоминается священник Иоанн Георгиев Базаров (в сентябре 1866 г. он был избран гласным от землевладельцев в уездное земское собрание). В 1882-1884 гг. - пономарь Григорий Сергиев Нащекин. В 1882-1893 гг. – священник Михаил Соболев. В 1897-1904 гг. – священник Алексей Соловьев. В 1902-1909 гг. – священник Алексей Воскресенский и дьякон Вукол Соколов. В 1902-1915 гг. - дьякон Введенский. В 1904 г. – и.д. псаломщика В. Чекрыжев. В 1908 г. – священник Иоанн Виноградов. В 1915 г. - священник Алексей Рождественский.

Церковные ведомости Тульской епархии за 1915-1916 гг. дают следующий список петрушинского духовенства последних предреволюционных лет: «Введенский Владимир Иванов, священник, р. 05.11.1859; Переведенцев Филипп Никаноров, дьякон, р. 01.06.1881; Буздинов Алексей Пахомиев, и.о. псаломщика, р. 02.08.1881; Полетаев Петр Александров, и.д. псаломщика, р. 23.06.1881». Согласно ведомостям, старостой Вознесенской церкви накануне революции 1917 г. был петрушинский крестьянин Иван Кондратьевич Орешкин.

Храм во имя Вознесения Христова в Петрушино был закрыт в 1937 г. Некоторые из его священнослужителей продолжали жить в селе и выполняли свои функции неофициально. До конца 1930-х гг. похороны петрушинских старожилов не обходились без отпевания в церкви и заупокойных служб. Однако были и присущие времени антирелигиозные эксцессы. По воспоминаниям жителей села, накануне Великой Отечественной войны один из бывших священнослужителей погиб насильственной смертью при невыясненных обстоятельствах.

Здание Вознесенской церкви пережило нацистскую оккупацию и достояло до конца войны. В 1946-1949 гг. храм был разобран на кирпич. Из высококачественного старинного стройматериала перпендикулярно к бывшей церкви возвели 2-хэтажное здание средней школы.

Жители Петрушина тяжело переживали разрушение своей старинной церкви. Старожилы вспоминают, что на месте разобранного храма по ночам не раз видели столб света, в котором некоторыми угадывался знакомый с детства образ Богоматери Иерусалимской. Кое-что из церковного имущества петрушинцам удалось спасти. В семье Маликовых хранится несколько икон из церковного иконостаса. Потомки И. К. Орешкина берегут отдельные предметы церковной утвари и богослужебные книги.

До 1980-х гг. в здании петрушинской средней школы успели отучиться несколько поколений молодых жителей села. После строительства нового культурного центра старая школа была заброшена, а церковный кирпич из ее стен начали активно разбирать на хозяйственные нужды местные жители. К 2008 г. от бывшей школы остались лишь две стены. В начале XXI в. последними остатками здания Вознесенской церкви заполняют ямы и выбоины на улицах Петрушина.

Остается сожалеть о том, что в советские годы Петрушино лишилось своей основной исторической достопримечательности – Вознесенской церкви, памятника провинциального русского классицизма XIX в. Лишь добротные кирпичные дома крестьян конца XIX – начала ХХ вв., каких еще немало осталось на улицах села, дают представление о мастерстве местных каменщиков.

М.А.Российский к.и.н.
(Публикуется с разрешения автора)

https://mmdtug.forum2x2.ru

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

http://temples.ru/card.php?ID=7156

Церковь Вознесения Господня в Петрушино (Вознесенская церковь)

Основана 1770
Последняя постройка: 1819-1826

Первая деревянная церковь Димитрия Ростовского освящена в 1776, сгорела в 1815. Разрешение на строительство новой каменной получено в 1819. Возведена иждивением кн. Н. С. Долгорукова с прихожанами, окончена в 1826. Приделы в ряд с главным: Иоанна Богослова (правый) и Димитрия Ростовского (левый). До 1917 здание не перестраивалось. Храм закрыт в 1930-х, в 1946-1949 разобран на кирпич, из которого была выстроена двухэтажная школа, стоявшая в центре села вплоть до середины 1980-х. Две стены от этого здания до сих пор сохранились. В храме находилась особо чтимая Иерусалимская икона Божией Матери.

http://temples.ru/card.php?ID=7157

Часовня в Петрушино (сер. XIX в.)
Каменная часовня на приходском кладбище. Поставлена в сер. XIX в. на месте сгоревшего в 1815 первого деревянного храма Димитрия Ростовского. Не сохранилась.

https://mmdtug.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения