В трудах и заботах о дне насущном жителям прихода неумолимо бегущее время отмерило четверть века со дня освящения и открытия новых храмовых дверей. Они по-прежнему продолжали обживать отведённое им место, вносили свой вклад в историю и культуру края. В 19 веке храм являлся местом духовного просвещения народа, местом последнего упокоения его содержателей, похороненных на приходском кладбище. Неподражаемым благолепием отражались пятиглавые купола в протекающей рядом речке Сури. Величаво оглядывая округу более чем с 20-метровой высоты, колокольня приветствовала своим малиновым звоном спешащих в храм на Божественную службу. Старожилы рассказывали, что если подняться на её высоту в пасхальные дни, то с высоты Бахметьевской колокольни можно было увидеть колокольню церкви соседнего села Папоротка. Колокольный звон провожал в последний путь и тех, кто поддерживал и сохранял храм материально. Ведь время, властвуя над людьми, постоянно вносило свои поправки. Так к почти столетнему времени существования второго храма упокоились его строители, простые прихожане, служители храма, помещики, содержатели прихода.
Появились новые имена владельцев села и деревень. Селом Бахметьевым и д. Комари теперь владел сын прежнего помещика – его превосходительство Петр Алексеевич Васильчиков. В селе не проживал, полностью передав хозяйство в руки управляющему. Восточная часть д. Барыковки и д. Муравлянки перешла по наследству титулярному советнику Петру Михайловичу Глебову (1813 – 1883). Он занимался коневодством, овцеводством, виноделием, обожал охоту. Женился на Александре Семеновне, урождённой Озеровой (1825 - 1855). От их брака родились Михаил (1847 – 1909), Владимир (1848 – 1926), Федор (1853 – 1885) и Семен, умерший в младенческом возрасте. Западной стороной деревни и дворянской родовой усадьбой распоряжался титулярный советник Михаил Дмитриевич Бибиков. Недалеко от пруда в его усадьбе был построен крахмальный завод, утопающий в яблоневом цвете плодовых деревьев. Тенистые, парковые аллейки манили к себе желающих отдохнуть от летнего зноя на деревянных скамеечках. Деревня Колбово перешла к новой владелице Екатерине Петровне Урусовой. Несмотря на сокращение дворов в приходе (их стало 167), прихожан в приходе не убавилось. «Мужчин в это время насчитывалось 849 человек, а женщин 880. Итого 1729 человек».
Весьма интересное описание Бахметьевского прихода даёт Малицкий в книге «Приходы и церкви Тульской Епархии», относящееся к концу 19 века: «Село Бахметьево отстоит от г. Тулы в 85 верстах и от г. Епифани в 20 верстах. Расположено при прудах и колодцах. Местность Бахметьевского прихода отстоит от Сызрано-вяземской железной дороги в 35 верстах и от Елецкой ветви той же дороги в 20 верстах. Село получило своё название по фамилии помещика, некогда проживающего здесь. Приход состоит из следующих деревень: Комарей, Барыковки и Колбова. Прихожан мужского пола 1070 душ, женского 1170 душ. Приходской храм во имя Владимирской иконы Божьей Матери имеет два придела: во имя Архистратига Михаила и во имя Всех Святых. Каменный храм и колокольня построены в 1766 г. губернским прокурором Симеоном Молчановым. Он же на свои средства пожертвовал старинный напрестольный крест. Крест был целиком серебряный, с позолоченными мощами разных святых и с частицей от гроба Господня». Причт состоял из священника и двух псаломщиков. К 1885 г. храм был отремонтирован как с внешней, так и с внутренней стороны. В том же году был «отремонтирован иконостас в настоящей церкви» и поставлен новый.
В заново отремонтированную приходскую церковь, по данным «Епархиальных ведомостей» за 1885 год, местный крестьянин Дмитрий Иванович Штукин пожертвовал «два подсвечника об одной свечи, стоимостью в 55 рублей, два подсвечника с золочением о трёх свечах – 85 рублей, два кронштейна со свечами по 30 рублей, семисвечник на престол – 100 рублей, 22 аршина парчи на престол и жертвенник – 44 рубля, 20 аршин шёлковой материи по 1 рублю 52 копейки. Аршин на занавес к царским вратам. Церковным старостой был назначен отставной рядовой – Петр Ханов». Ещё одним важным событием этого года в жизни села было то, что была открыта земская школа.
«В 1886 г. умер служивший в храме священник Иоанн Головин», который был похоронен на приходском кладбище, недалеко от храма. На его место священником был назначен Федор Федорович Успенский. «Псаломщиками проходили по службе Николай Руднев и Николай Бочинов». На месте Бочинова впоследствии служил Евграф Глаголев.
Крестьянин с. Бахметьева «Дмитрий Штукин пожертвовал во Владимирскую церковь две металлические хоругви стоимостью в 300 рублей». За это он получил благодарственное поощрение со стороны епархиального начальства. Сроком на три года с 1893 года «церковным старостой был утверждён крестьянин с. Бахметьева Тимофей Михайлович Зонтиков».
Жители прихода за храмом любовно ухаживали, украшали, сажали деревья вокруг него, производили ремонт церковной ограды. Для освящения церковной территории в тёмное время суток были смонтированы керосиновые фонари. Старались по возможности содержать его в надлежащем виде. Об этом свидетельствуют строки из «Тульских Епархиальных ведомостей» за 1893 год, где отмечено, что Бахметьевское сельское общество пожертвовало церкви 47 рублей. Так же сообщается, что неизвестный человек пожертвовал во Владимирскую церковь с. Бахметьева кашемировую завесу для царских врат на сумму 5 рублей. А крестьянин Василий Леонов пожертвовал два подсвечника на сумму 100 рублей, парчовое облачение на престол и жертвенную икону Распятие Спасителя в вызолоченной киоте, металлическую лампаду, шёлковый подризник, два шёлковых покрова для аналоя и парчовый воздух на сумму 69 рублей.
За усердие, добросовестное служение и законоучительскую работу «священник Владимирского храма Федор Успенский был награждён Его Высокопреосвященством набедренниками». Он же в 1895 г. «утверждается законоучителем в начальных школах и местном училище с.Бахметьева и в д. Колбово». Во время его служения в храме появляется капитал вечного вклада в сумме 75 рублей. Усадебной земли стало 2 десятины 868 саженей. Полевой и сенокосной - 36 десятин 155 саженей.
В том же году была заведена книга с описью церковного имущества, где даются источники содержания членов притча. Было отмечено, что наряду с кружечными доходами, при церкви имеются 3 билета вечного вклада Тульского отделения Государственного банка на сумму 225 рублей и один билет вечного Елецкого отделения Государственного банка на сумму в 75 рублей. С них ежегодно начислялись проценты (13 рублей) и поступали в пользу причта. Церковные деньги (в сумме 15 рублей) находились на хранении у церковного старосты, крестьянина Николая Дмитриевича Штукина, который на эту должность был назначен в 1893 году.
В книге так же отмечено, что последнее посещение Владимирской церкви Преосвященным состоялось в 1901 г. В храме находились и приходно-расходные книги, выданные с печатью Духовной Консистории, куда записывались суммы от продажи свечей и церковные пожертвованные деньги. Помимо этого, в храме хранились копии с метрических книг (их начали сохранять с 1916 года ) и обыскные книги в 70 листов (поступившие в 1911 году).
В церкви имелась своя библиотека в 90 томов, предназначенная для всеобщего чтения. Церковные служители в книгах нужды не имели, так как их было предостаточно.
До сентября 1910 г. церковные метрические книги аккуратно вёл священник Федор Федорович Успенский. Его рукой записан прелюбопытнейший факт о том, что на приходском кладбище Владимирской церкви в с. Бахметьево похоронена в октябре 1904 года дочь прапорщика запаса, графа Михаила Львовича Толстого – графиня Любовь Михайловна. Это внучка писателя Льва Николаевича Толстого. Сей факт объясняется просто. Михаил Львович, являвшийся сыном писателя, владельцем села Чифировки Крапивенского уезда, женился на с детства знакомой ему Александре Владимировне Толстой (урождённой Глебовой). По сложившейся традиции, обычно по осени, они приезжали в своё имение в сельцо Барыковка для отдыха и охоты в здешних краях. Умершую в Барыковке Любовь Михайловну было решено похоронить на кладбище при храме с. Бахметьева. С начала сентября в метрических книгах появляются подписи, сделанные рукой псаломщика Леонида Грызлова. В 1910 году священник Леонид Матвеевич Грызлов, 25-ти лет от роду (родился 8 апреля 1889 года), был определён из Тульской Духовной семинарии в церковь с. Бахметьева Епифанского уезда на должность псаломщика. Жалование получал из казны в сумме 300 рублей в год и вознаграждения от прихожан по заведённому обычаю. В 1913 году по Резолюции Его Высокопреосвященства Парфения, по хорошей характеристике, был переведён в Знаменскую церковь. Имел двух сыновей – Вячеслава (род.15 марта 1913 г.) и Михаила (род.4 ноября 1914 г.). Леонид был дедом нынешнего председателя Госдумы РФ Бориса Вячеславовича Грызлова. Именно в нашем храме «Леонидка», как его ласково называли в народе, начинал своё служение ко Господу.
По составленному плану и межевой книге, хранящейся тогда в храме, значилось, что усадебная земля вместе с погостом составляла 2 десятины 868 кв. саженей. Пахотной – 35 десятин, сенокосной – 1 десятина 155 кв. саженей. Находились они от храма на расстоянии в одну версту. Всего по произведённому учёту церковной земли насчитывалось 38 десятин 1023 кв. саженей. Вся земля отмечалась среднего качества и находилась в бесспорном владении причта.
Наиболее близко к храму были расположены две церкви Епифанского уезда. Это Архангельская, располагавшаяся в 4 верстах в селе Гагарино-Муравлянке, и в 7 верстах - Никольская, находящаяся в селе Буйцы. Приписанных к Владимирскому храму церквей и часовен не было.
Территория Епифанского уезда, помимо деления на приходы, имела ещё и разбивку по волостям. Каждый уезд России до 1929 года имел такое деление, как самостоятельная территориально-административная единица. В Епифанском уезде насчитывалась 31 волость, в среднем по 5 – 7 тысяч человек. Бахметьевский приход входил в состав Архангельской волости. По данным земского отчёта за 1912 г., эта волость имела 11 населённых пунктов с численностью населения в 5108 человек.
Село Бахметьево – 1534 человека; д. Барыковка - 837 чел.; д. Колобово - 390 чел.; д. Клиновая - 226 чел.; д. Волхонка - 294 чел.; с. Гагарино - 857 чел.; д. Малое Архангельское – 119 чел.; д. Дуровка - 184 чел.; д. Малая Муравлянка - 109 чел.; д. Бабанино - 396 чел.; д. Кащеевка - 169 чел.
Во время первой мировой войны 1914 г. численность населения прихода (по сравнению с 1912 г.) уменьшилась. Так, в селе Бахметьево временно обязанных крестьян мужского пола проживало 427 человек, женщин – 468 душ (117 дворов). В д. Комари, впоследствии переименованной в д. Владимировка, проживало 28 мужчин и 28 женщин. Крестьян-собственников в д. Барыковке насчитывалось 235 мужчин и 225 женских душ (67 дворов). Статских душ мужского пола - 1 чел., женских – 7. В д. Колбове собственников крестьян мужского населения было 132 человека, женского – 140 (41 двор). В Муравлянке крестьян собственников 31 мужская душа, 38 – женщин, при 13 дворах в деревне.
Через год, в 1915 году, наблюдается заметное увеличение прироста населения прихожан. Дворов в селе Бахметьево стало 157. Количество временно обязанных крестьян, относящихся к мужскому полу, насчитывалось 693 человека, женского – 723. В Комарях - 58 душ мужского пола и женских душ – 62. В д. Барыковке крестьян собственников мужского населения стало 396 человек, женского – 402 души. Прибавка населения была и в д. Колбове (148 – мужчин, 173 – женщины). В единственной деревне Муравлянке количество крестьян осталось без изменения. Зато отмечалось наличие временно проживающих в приходе людей разного звания, в составе которых было 97 мужских душ и 138 – женских. У духовного сословия в селе имелось 3 дома, в которых проживало 9 представителей мужского пола и 10 - женских душ. Итого в приходе насчитывалось 300 дворов, в которых проживало 3880 человек (1392 – мужчин и 1360 женщин).
После революции 1917 года наступил период богоборства. Строители новой жизни, не церемонясь, повсеместно закрывали храмы. Не удалось избежать подобной участи и Владимирской церкви. В конце 20-х годов прошлого столетия храм был закрыт. Местные активисты по приказу председателя сельского Совета принялись снимать с огромной высоты кресты с куполов. Жители пытались протестовать невиданной до сей поры дерзости, но они народ не слушали и даже пугали расправой. Увидев, как рушат кресты, престарелый служитель храма Тихон Кудинов, вбежав на церковную площадь с поднятой вверх правой рукой, умолял представителей новой власти этого не делать. С трудом дойдя до паперти, упал на ступеньки. Его попытались поднять, но от увиденного сердце не выдержало. Так Тихон и умер на ступенях паперти под истошный набатный звон колоколов. Упирающегося звонаря Григория Горохова за шиворот стащили с колокольни, выгнав прочь с церковной территории. Тихона похоронили на приходском кладбище, где и поныне на его могилке растёт могучий клён. С закрытием и разграблением храма были уничтожены могильные плиты, холмики, кресты и надгробные камни. После чего кладбище было закрыто и перенесено в другое место на окраину села. А на церковной территории и прилегающего к ней кладбища расположили в 1935 году Сухановскую машинно-тракторную станцию. Внутри храма, поверх фресок, произвели побелку, чтобы не было видно росписей на стенах. Иконостас и иконы демонтировали и отправили на подводах к ферме, где их потом сожгли. Некоторые женщины ночью пробрались сквозь открытое окно и забрали домой несколько оставшихся икон. Среди них - спасённая реликвия Владимирская Божья Матерь, Икона Сергия Радонежского, Господь Саваоф и Иисус Христос, благословляющие Пречистую Богородицу.
Чтобы загнать внутрь храма машины и тракторы для ремонта, разрушили до основания колокольню. «Долго трудились, подкапывая главные несущие стены. Рухнуло так, что загородило дорогу, проходившую рядом с церковной оградой», - рассказывал житель села Николай Тихонович Родионов. Печальное это было зрелище. Старики, глядя на такое безрассудство, просили: «Не ломайте, строить будете. Не вами построено, не вам и ломать», - рассказывает об этом событии другой житель с. Бахметьева, Василий Григорьевич Кудряшов.
Построен храм нашими предками был на совесть и на века. Когда его попытались разобрать для строительства фермы, то натолкнулись на монолит, состоящий из кирпича и раствора. Отделить кирпич друг от друга было невозможно. Пытались разрушить стены бульдозером, но мощный трактор буксовал, а стены так и остались стоять на месте. Не пострадал храм и во время оккупации в Великую Отечественную войну (с 21 ноября по 13 декабря 1941 г.). Он немцев совершенно не интересовал. Для наших же лётчиков служил ориентиром при контрнаступлении во время битвы под Москвой и Тулой. Расквартированные по всему селу немцы вначале услышали гул самолётов. Затем прогремел первый взрыв за огородами улицы Поповка. При развороте самолёта у реки была сброшена вторая бомба, угодившая в подвал Хановых, на окраине улицы Берёзочки. Видя наступление наших войск со стороны Красных Буйцев и Семёновки, непрошеные гости спешно покинули село, не причинив ему вреда.
После реорганизации МТС (1958 г.) рядом с храмом устроили стоянку для машин. В самом здании, в приделе во имя Архангела Михаила, находилась токарная мастерская, в которой был пристроен склад запасных частей для машин. Храмовую часть разделили на два этажа, где на верхнем этаже разместили шерстобитку, а внизу под ней – ремонтную мастерскую. С левой стороны при входе в храм была пристроена кузница. Таким образом, в храме разместили токарную мастерскую, склад, ремонтную мастерскую, кузню, шерстобитку и мельницу. Когда в 1971 году пристроенная с южной стороны мельница пришла в негодность, то её решили перенести в правый придел. Во время проведения земляных работ рабочие обнаружили, вскрыли и разрушили два склепа, где в долблёных из целого дерева гробах покоились в одном - мужчина, в другом - женщина, в дорогой парчовой одежде. Местные старожилы рассказывали, что «в склепах были похоронены те, кто строили церковь».
Так и стоял дом Божий в растерзанном, обезображенном виде, но не поддавшийся людскому безрассудству. В нём в последнее время хранили удобрения, а алтарь приспособили под склад газовых баллонов. В таком состоянии он просуществовал до 1978 года. Тогда руководство колхоза им. Ленина решило на этом возвышенном месте построить памятник погибшим в 1941 – 1945 гг. воинам. Был разработан проект и составлена смета на сумму в 250 тысяч рублей. Председатель колхоза договорился с руководством одной из шахт Богородицкого района о том, чтобы они помогли убрать храм под запланированную новостройку. Летом всколыхнулась земля на том месте, где находился храм. Буквально вздрогнув от неожиданности, он продолжал стоять. Тогда саперы, вновь насверлив отверстий в стенах, удвоили заряд тротиловых шашек. Второй, более мощный взрыв, страдалец-храм уже не выдержал. Так перестал существовать единственный в Богородицком районе храм во имя самой почитаемой иконы на Руси – Владимирской Божьей Матери.
Прошло время… Ушли из жизни те, кто с пеной у рта ратовал о всесилии атеизма. Со временем изменились и люди. Пришло новое поколение, сожалеющее об утраченной святыне, у которых сложилось впечатление, что с потерей храма было потеряно дорогое и близкое. Сейчас особенно стало ясно, что с утратой храма жители потеряли лицо села, разрушили связующее, духовное звено православия как части культуры наших предков. Звено, связывающее невидимой нитью прошлое поколение с нынешним. Поэтому жители села обратились в Тульскую Епархию с просьбой о восстановлении храма. В этом большую поддержку оказал Благочинный Богородицкого и Чернского районов о. Стефан. В результате, по благословению архиепископа Тульского и Белевского Алексия на месте разрушенного храма разрешено построить памятную часовню. На сегодняшний день под слоем щебня и земли, на месте бывшего храма, найден и восстановлен прежний фундамент. Такой первоначальный вариант восстановления часовни предложили старожилы села. На фундамент положили бетонные блоки и поверх них плиты перекрытия, являющиеся будущим полом часовни. Фактически произведен нулевой цикл строительства. Но из-за недостатка средств строительство часовни идёт крайне медленно. В настоящее время село входит в приход храма во имя иконы Живоносный Источник, расположенный в селе Лёвинка.
Параллельно с проведением земляных работ искали место захоронения дворян Бибиковых-Болотовых, чьи имена были перечислены на упомянутом ранее гранитном памятнике. Перед взрывом храма он находился на углу деревянного амбара в 20 метрах от церкви. После взрыва и зачистки церковной территории от груды битого кирпича, металлических решёток, стяжек, из которых построили асфальтированную дорогу, камень исчез. Вместе с ним чуть раньше исчез камень из чёрного гранита, принадлежавший Глебовскому роду, и надгробье Молчановых. Предприимчивые коллекционеры украли даже церковный колокол, висевший на амбаре и использовавшийся жителями в качестве «вечевого» колокола при пожарах. Однако навсегда затеряться Бибиковскому камню было не суждено. Его обнаружили на окраине села, в яме среди мусора, местные мальчишки. Сейчас этот исторический памятник временно хранится в школьном саду и в скором времени будет возвращён на обнаруженное место захоронения тех, кто на нём указан.
На красном гранитном камне выбиты следующие имена:
Тайный советник и кавалер
Пётр Иванович Бибиков
Родился 1772 г. февраля 14 дня.
Скончался 1834 г. октября 9 дня.
Девица
Варвара Ивановна Бибикова
Родилась 178(?) г. января 22 дня
Скончалась 183(?) г.
Полковник и кавалер
Дмитрий Иванович Бибиков
Родился 1779 г. февраля 14 дня
Скончался 1844 г. августа 29 дня.
Здесь погребено тело
Михаила Дмитриевича Бибикова.
Сконч…(?) 9 сент…18 (?)
Младенец
Александра Михайловна Болотова.
Родилась 1850 г. марта
Скончалась 1850 г. ноября 1 дня.