http://kimovsk2005.narod.ru/hystory.html
КИМОВСК
исторические сведения и географическое положение
Н. ФЕДЬКИН, краевед, Web - дизайн Сергей ВЛАДИМИРОВ.
Об авторе:
Николай Васильевич Федькин - краевед по призванию. Долгие годы он, работая учителем и руководителем краеведческого кружка при Доме пионеров, писал в районную газету.
Его статьи по краеведению всегда отличались дотошностью в поиске различных сведений, доказательностью и убедительностью. В основе всех печатаемых материалов лежала большая подготовительная работа краеведов, использование архивных документов, встречи с интересными людьми.
Известный историк-краевед XIX века уроженец Тульской земли Иван Афремов в "Историческом обозрении Тульского края", изданном в 1850 году, писал, что "страны обитаемой Тульской губернии были почти непроходимы. Дремучие леса от берегов Оки до берегов Осетра и Дона тянулись по всему протяжению, делая пути сообщения весьма затруднительными".
По присоединении Тулы и края к Московскому государству - Великому княжеству в 1502 году (при царе Иване III) было положено начало почте. Учреждены по главным дорогам ямы (почтовые станции) для проезда гонцов из Москвы и обратно. Такие дороги обычно называли большаками или трактами.
Именно такой большак был проложен по территории нашего района (в современных границах). Дорога начиналась от Москвы, шла на Каширу, Венев, Епифань и далее к пристаням в верховьях Дона.
На территорию нашего района большак вступал на переправе через речку Марковку. Она пересекает деревню Дудкино (в более ранних документах - Красное). Большак шел по более возвышенной части марковских лесов, по северной окраине Карачевского леса и далее через современные населенные пункты: Хомутовку, Аджамки, Наталинку (Вороньи Выселки), Рождествено, Епифань.
Почтовая станция находилась недалеко от нынешней водонапорной башни КРЭМЗа. Ямщики же жили несколько южнее, в так называемых Двориках (в документах их называют Малой Михайловной). В настоящее время вся эта территория относится к району улицы Первомайской.
По этому большаку перегонялись гурты скота на бойни в большие города. Для остановки на ночлег и отдых строились загоны около ручьев и ключей. Такой постоялый двор находился в Двориках, на месте, где проживают Федотовы и Юдины, а также на противоположной стороне, где стоит дом Судаковых. Там было много ключей с хорошей питьевой водой, которые частично сохранились до настоящего времени.
Обычно недалеко от дороги, на окраине леса или водоема возникали более крупные насаленные пункты. Так, в начале XVII века, а точнее, в 1622 году, в одном километре от постоялого двора на северо-западной окраине Карачевского леса возникло поселение под названием Большая Михайловка. Вначале она относилась к Иваньковскому, а затем к Гранковскому приходу.
Церковь в Гранках была построена во имя архангела Михаила, поэтому окружающие деревни и починки назывались Михайловками, а Гранки в летописях иногда записаны как Архангельское. В 1874 году в Карачеве на средства помещицы Ладыженской была построена церковь во имя иконы Иверской Божией Матери. И Михайловка с этого времени стала относиться к Карачевскому приходу.
В книге "Города и селения Тульской губернии" под редакцией академика Кеппена говорится, что в 1857 году в Михайловке проживало 153 крепостных крестьянина. В том же году в деревне была открыта земская школа.
Поисковые работы для строительства Сызрань-Вяземской железной дороги начались в 1858 году. Существует несколько версий о месте прокладывания этой дороги.
Почему железная дорога была проложена не рядом с уездным городом Епифань, а через неизвестную Михайловку? Существует такая легенда, что в этом виноваты епифанские купцы, которые будто бы не дали взятку строителям, и те не повели дорогу через Епифань.
Скорее всего это не так. Любое строительство начинается с расчетов: выгодно ли это с экономической точки зрения?
Предположим, что железную дорогу решили бы проводить по северной части Епифани. Сделать это не удалось бы, так как на пути лежало труднопроходимое Епифаново болото с глубокими (до 20 метров) карстовыми озерами, мощными торфяниками и другими природными препятствиями. Если бы строители проводили дорогу по южной окраине Епифани, то на их пути лежали бы глубокие овраги Осетрика, болота Лебяжьего Усада (Нагишей) и нужно было бы строить высокие насыпи или виадуки по берегу Дона.
Посмотрим на рельеф местности, где проходит железная дорога. Мы не видим ни одного крупного моста, так как дорога проходит по водоразделу между бассейнами Дона и Оки. Строительство дороги обошлось гораздо дешевле. Вот причина того, что дорога прошла севернее Епифани на 15 километров.
Вся история Михайловки (Кимовска) связана с железной дорогой. После реформы 1861 года в России быстро начала развиваться промышленность. Но этому естественному процессу мешала слабая насыщенность железнодорожным транспортом, ведь в зимнее время водные пути прекращали свою деятельность. В нашей местности была одна железная дорога - с севера на юг, а вот в широтном направлении нет. Поэтому так важна была новая дорога.
Строительство Сызрань-Вяземской железной дороги началось в 1869 году, а уже 16 декабря 1874 года по ней прошел первый паровоз.
На территории нашего района, в границах прежнего Епифанского уезда, были построены такие железнодорожные разъезды и станции, как Узловая, Бобрики, 14-й разъезд (Гранки), станция Епифань, 15-й разъезд (Водбольское), 16-й разъезд (станция Львово) и станция Клекотки.
За это время через Карачевский лес, сделав просеку, построили шоссейную дорогу, соединяющую железнодорожную станцию с одноименным городом. Длина дороги составляла 15 верст (около 16 километров). А до этого времени дорога в Епифань проходила через Каречево, Хомутовку, Аджамки, Наталинку (Вороньи Выселки), далее через Рождествено, Алешино.
Жители Двориков продолжали заниматься своим ремеслом, перевозили грузы и пассажиров от станции до города Епифань, а также отвозили пассажиров в близлежащие населенные пункты и деревни. Такой работой они занимались до 30-х годов, то есть до начала коллективизации. Извозом в Двориках занимались Бушуевы, Константиновы, Новиковы и другие.
Вначале все мосты на железной дороге до самого Скопина были деревянными, лишь мост через реку Дон у деревни Ренево был металлическим. Около моста через Дон была построена водокачка, с которой подавали воду на станцию Епифань для заправки проходивших паровозов.
В 1915 году деревянные мосты на железной дороге (через ручьи и овраги) были заменены на каменные. До сего времени на некоторых каменных мостах сохранились цифры "1915". каменных мостах сохранились цифры "1915".
Интересно отметить одну деталь: в постройке мостов и реконструкции железной дороги использовали военнопленных австро-венгерской армии, попавших в плен а начале первой мировой войны. В большинстве своем пленные были чехами, словаками, реже венграми. Содержались они без конвоя, часто ходили в близлежащие деревни - Урусово, Зубовку, Кривозерье и другие. Некоторые знакомились со вдовами и девушками, женились, остались потом на постоянное жительство в этих местах.
Что же представляла станция Епифань в те годы? Вокзал был деревянный, обшит тесом. Сохранилась фотография вокзала станции Епифань, сделанная в начале века помещиком Базилевичем и сохраненная жительницей села Иванькова Марией Ивановной Богомазовой. В таком виде вокзал существовал до 23 ноября 1941 года, до момента оккупации немецко-фашистскими захватчиками нашего района, которые сожгли здание.
Помещение вокзала делилось на две части: зал ожидания и служебное помещение, где находились аппаратная, комната для стрелочников и кондукторская. Почему для кондукторов товарных поездов отводилось специальное помещение? А дело было вот в чем. Торможение составов на перегонах между станциями производилось вручную кондукторами. Когда поезд шел под уклон, чтобы вагоны не развивали чрезмерную скорость, колесные пары тормозили винтовым тормозом вручную. А когда состав шел на подъем, то тормозные колодки, тоже вручную, отпускали.
Поездная бригада того времени доходила до 20 человек и более. В зимнее время проводники вынуждены были где-то обогреваться. На многих вагонах имелись тормозные площадки, но они были открытыми и от холода не защищали. Вот проводники и грелись в отведенных для них помещениях на станциях.
Здание вокзала находилось примерно на том же месте, где и в настоящее время. От вокзала в сторону переходного моста стояла кирпичная водонапорная башня с верхней деревянной надстройкой. Башня была разрушена во время войны.
Между вокзалом и водонапорной башней, где находится теперь служебное трехэтажное здание, находился ухоженный садик с невысокой ажурной оградой. В летнее время в этом садике открывался ресторан. А когда при железнодорожной станции была построена небольшая электростанция, ресторан работал и в вечернее время. Ресторан открыли Трубниковы из Клекоток (ныне Скопинского района Рязанской области). Стены здания первой электростанции сохранились до настоящего времени, там после небольшой реконструкции сделали жилое помещение.
Вокзал и прилегающая к нему территория были одним из самых притягательных мест для жителей Михайловки и рабочих железной дороги. Как и на всех станциях того времени, к приходу пассажирского поезда собирались местные жители и много молодежи. А в хорошую погоду приходили из близлежащих деревень. Но, в отличие от других, на станции Епифань на было никаких базарчиков и торговли с рук. В самом здании вокзала работал буфет где готовили горячие первые блюда.
Недалеко от водонапорной башни, ближе к вокзалу, стояла небольшая деревянная будка. Пассажиры всегда могли найти там горячую и холодную воду. Для этой цепи из будки выходили два крана.
Основных путей на станции было четыре, а еще два тупика, подходивших к складам или, как их еще называли, лабазу. В конце прошлого века около тупиков были построены хранилища для засыпки зерна, а в начале этого столетия - большой элеватор. Он находился на противоположной стороне вокзала, несколько восточное. Сгорел элеватор в начале 30-х годов. Складские помещения были уничтожены во время Великой Отечественной войны.
Вскоре после открытия движения поездов по железной дороге появились первые купцы и торговцы. Селились они от вокзала к востоку (ныне улица Вокзальная). Это были братья Ушаковы, Ермолаевы, Бирюковы, Бушуевы и другие. Так, Ермолаевы построили паровую мельницу к югу от вокзала. Работала крупорушка, которая находилась почти напротив моста для перехода через железную дорогу.
В 80-х годах прошлого столетия начали переселяться в Михайловку мастеровые люди из окружающих деревень и других мест. Селились они к югу от вокзала по новой дороге в Епифань. Это были Васильевы, Сучковы, Замятины, Мещеряковы и другие. Кроме паровых и нефтяных движков, на мельницах и крупорушках применялись и старинные русские изобретения, такие, как "топчаны" и "коногоны", которые приводились в действие лошадьми.
Бирюковы открыли чайную, которая находилась на месте бывшего районного Дома культуры. Несколько южнее стоял деревянный двухэтажный дом, в котором впоследствии на нижнем этаже располагались аптека и райком комсомола. Дом существовал до Великой Отечественной войны.
В 1883 году несколько западнее вокзала купец Чесноков построил кирпичный магазин (ныне здание церкви) и гостиницу (ныне отделение милиции). Интересно, что для фундаментов всех построенных зданий, а также для сооружения подвальных помещений под домами использовались тесаные камни от шлюзовых камер.
Эти шлюзовые камеры были построены Петром I при сооружении Ивановского канала (1701 - 1709 гг.).
По обе стороны от магазина были возведены два жилых деревянных дома. Один из них - двухэтажный, где жил сам Чесноков (ныне там помещается вневедомственная охрана), второй - одноэтажный, он был предназначен для жилья продавцов и служащих купца. Ему же принадлежали 6 магазинов и гостиница в Узловой, были торговые точки и на других железнодорожных станциях.
При станции находились дровяные склады с лесопилками. Жители близлежащих населенных пунктов могли покупать не только круглый лес, но и доски, тес и другие пиломатериалы. Просматривая записи и дневники предводителя земства Епифанского уезда князя Голицына, мы установили, что купцы Чесноковы и Бирюковы закупали древесину у князей Голицыных, владевших Бучальским лесом.
В 1910 году купец Чесноков построил общеобразовательную школу, открыл ее и до 1917 года был ее попечителем. Школа находилась почти на месте современной 5-й средней школы. Первый выпуск школы состоялся в 1939 году.
Начало 20-го века ознаменовалось новым строительством. При железнодорожной станции была построена нефтебаза, а несколько позднее - почта, магазин, столовая с южной стороны вокзала. Они были уничтожены немецко-фашистскими захватчиками при отступлении 10 декабря 1941 года.
При строительстве железной дороги западнее вокзала, в овраге была сделана плотина, образовалось небольшое, но достаточно глубокое водохранилище, которое существует и поныне. Называют его по-старому: Казенный пруд.
При железнодорожной станции появилось несколько предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и леса.
Затем появилась кузня с небольшой мастерской по ремонту и изготовлению металлических частей. Она находилась в нескольких десятках метров от железной дороги в районе современного Пушкинского проезда. Кузня обслуживала ямщиков, работавших на большаке по перевозке пассажиров станции Епифань. Кузнецами и мастерами работали переселенцы из Гранок отец и сын Васильевы. В те же годы появились небольшие мастерские, выполнявшие заказы проезжавших через железнодорожную станцию Епифань. Славился мастер по сапожному делу Иван Замятин. Неплохими портными считались Ушаковы и Герасимовы.
Для всех мастеров требовалось жилье. Так появились маленькие заводики по производству кирпича, сырье для него имелось в изобилии в окрестностях. Один из заказчиков располагался около Карачевского озера, работал до начала 30-х годов. Второй - около Казенного пруда, где располагались потом овощехранилища ОРСа.
До начала XX века земли вокруг железнодорожной станции Епифань принадлежали помещику Ладыженскому, одно время бывшему предводителем дворянства Епифанского уезда. В журнале "Столица и усадьба" за 1916 год есть статья о пребывании Л.Н. Толстого в Молоденках. Ее иллюстрирует снимок, на котором Лев Николаевич сфотографирован с Ладыженским.
В конце прошлого века около Карачевской церкви, точнее, под ее стеной, был построен склеп для Ладыженских. Там и сейчас находятся три гроба: самой помещицы Ладыженской, ее дочери и зятя Вишнякова. Один из гробов в начале века взорвался. Об этом рассказывал сын священника Карачевской церкви Василий Александрович Протасов, с которым мы часто встречались в начале 50-х годов.
Он же рассказал, как проникнуть в этот склеп. Склеп и вход в него находятся в шести метрах от церкви. Усадьба Ладыженских была около Карачевского озера, на окраине леса, в полутора километрах от железнодорожной станции Епифань. Местность эта была необычайно красива. Около леса находилось озеро с островком в средней его части. Островок был красиво озеленен, украшала его ажурная беседка, а попасть туда можно было только на лодке.
От усадьбы к озеру спускалась деревянная лестница. К востоку от лестницы располагался большой фруктовый сад. С восточной стороны озера находилась земская школа, построенная в 70-х годах прошлого столетия, дом священника и здания для обслуживающего персонала владельца усадьбы. Эта часть Карачева называлась Никольским. Карачевская усадьба была построена из дерева в русском стиле и была неповторимой красоты. Л.Н. Толстой, направляясь к Самариным в Молоденки или в Никольское к Раевским, всегда останавливался в Карачеве.
Священниками в Карачевской церкви со дня ее постройки и до закрытия (1938 год) служили Протасовы, потомки которых живут в нашем городе и поныне.
До 1883 года, то есть до постройки гостиницы купцом Чесноковым, из населенных пунктов, расположенных севернее железнодорожной станции, попасть к вокзалу можно было только через переезд на большаке (он там находится и в настоящее время), от которого нужно было повернуть направо и мимо кузни проехать по дороге, где сейчас тянутся проезд Пушкина и улица Вокзальная. А со стороны Гранок к вокзалу ехали через переезд, что у Казенного пруда, по плотине и далее до вокзала.
Позже севернее современной водонапорной башни КРЭМЗа была проложена дорога правее старого большака, шла она мимо школы (сейчас - средняя школа № 5) и дома купца Чеснокова.
Переезд через железную дорогу был сделан между нынешним переходным мостом и зданием отделения милиции. Вход для служащих станции был отдельный. Вокруг было много зелени, соблюдалась абсолютная чистота; служащие, одетые в особую форму убирали территорию метлами. Из разговора со старожилами мы знаем, что даже бумажку бросить не каждый решался. Неплохо было бы сохранить такую традицию.
Июнь 1929 года вписал еще одну строку в историю Кимовска: семь комсомольцев Михайловки организовали колхоз.
Первым руководителем колхоза был М.С. Васильев, проживавший на улице Советской (в четвертом доме от вокзала). Михаил Сергеевич вспоминал: "Мы долго думали над вопросом, как же нам назвать свой колхоз, и обратились к старшим товарищам из райкома. Они на это нам ответили: "В этом году исполняется 10 лет со дня образования Коммунистического Союза Молодежи КИМа, вот и назовите свой колхоз имени 10-летия КИМа". Мы так и сделали. Прошло какое-то время, и колхоз просто стал называться имени КИМа. А позже так стали называть и весь поселок, а затем и весь район. Правление колхоза располагалось на улице Кирова, рядом с бывшим районным Домом культуры".
В конце июля - начале августа 1924 года был образован Карачаевский район с центром в поселке Михайловка. Это было сделано при разукрупнении Епифанского уезда, территория которого была очень большой, что затрудняло управление и сообщение.
Уезд простирался от железнодорожной станции Клекотки и Лебяжьего Усада на востоке до современного Киреевского района на западе, от Иван-озера на севере до Крестов и Птани на юге. Все районные организации располагались в здании бывшей чесноковской гостиницы, где находится в настоящее время отделение милиции. А руководители и служащие районных организаций жили в доме помещика Ладыженского. Жили они коммуной. Подробности их жизни и быта нам описывал А.М. Левицкий, работавший тогда секретарем райкома партии, и В.А. Протасов, который работал при доме руководящих работников. Василий Александрович был водовозом, выполнял другие поручения коммунаров. Потом в этом здании была размещена районная (Карачевская) больница. Первым врачом районной больницы была Аронова, переведенная сюда из Гранок.
Как уже было сказано, секретарем РК ВКП(б) работал А.М. Левицкий. Последние годы своей жизни Алексей Михайлович был председателем комиссии по сельскому хозяйству при Президиуме Верховного Совета СССР. Председателем РИКа был П.С. Гореликов, а заместителем его - Г.Т. Старцев. Секретарь РИКа И.Н. Дивин последние годы жил в нашем городе на улице Кирова, мы с ним часто встречались. Начальником милиции в те годы служил В.И. Осокин. Секретарем райкома комсомола работал Михаил Кареев.
В то же время был образован Карачевский сельсовет. Председателем его был Ф.П. Федотов, а секретарем - П.Д. Трифонов. Ветеринарный пункт в поселке Михайловка возглавлял Н.И. Васин, а районный агропункт - агроном Н.Б. Степанов. Во главе народного суда стоял В.М. Кузьмин.
В доме, где в настоящее время находится вневедомственная охрана, располагался Епифано-Узловский райсоюз, который объединял несколько районов, в том числе и Карачевский. Председателем райсоюза был С.А. Савин, его заместителем - Я.А. Володин. Отдельно было создано Михайловское потребительское общество во главе с В.С. Сидоровым и Д.Н. Ерохиным. Район Карачевским назывался до 29 февраля 1926 года. Постановлением Президиума ВЦИК от этого числа он был переименован в Михайловский. 31 декабря 1930 года в связи с ликвидацией Тульского и Рязанского округов областным центром для нас стала Москва.
Так в Московской области стало два Михайловских района, и притом расположенных рядом. Поэтому Михайловский район бывшего Тульского округа был переименован в Кимовский (по названию колхоза).
Наступило тяжелое время для всего нашего народа - Великая Отечественная война. В начале ноября 1941 года Кимовск был подвергнут воздушной бомбардировке.
Дело было днем. В красном магазине продавали населению последние товары, чтобы они не попали в руки фашистов или мародеров. В это время налетел фашистский стервятник и стал сбрасывать бомбы на город и железную дорогу. Одна из сброшенных бомб попала в магазин, пробила крышу, потолок и взорвалась внутри здания. А там были люди. Около двух десятков человек погибли.
В 10 часов утра 23 ноября 1941 года войска немецко-фашистских оккупантов захватили железнодорожную станцию Епифань и поселок Михайловка. Всего 17 дней хозяйничали фашисты в нашем поселке, но и за это время успели нанести огромный урон хозяйству. Были сожжены почта, больница, столовая и все жилые дома на улице Советской, разграблены все общественные здания. Убиты три жителя поселка: конюх, за то, что не скоро подал сбрую, комсомолец Жуков и больной старик (глухой) - за то, что не обернулся на окрик немца.
Подробно о причиненном ущербе поселку и железнодорожной станции Епифань можно узнать из актов комиссии по учету ущерба, нанесенного поселку и району немецко-фашистскими захватчиками во время оккупации. Кимовчане в такое тяжелое время остались верны своему народу, своей Родине. Взять хотя бы такой пример. При отступлении наши войска вынуждены были оставить своих раненых товарищей. Население скрывало их от фашистов, а ведь тем, кто скрывал раненых, по приказу оккупантов грозила верная смерть. Врач районной больницы Эмма Николаевна Воробьева ночами делала перевязки. Она хорошо знала, чем это может кончиться, ведь ее близкую подругу из Гранковской больницы - Валерию Александровну Ефремову - за это повесили.
10 декабря 1941 года фашистские варвары отступили под ударом наших войск. Станция Епифань и поселок Михайловка были освобождены войсками 10-й армии, 1086-м полком 323-й стрелковой дивизии. Командовал полком А.А. Богданов (в конце войны полковник).
КИМОВСК
исторические сведения и географическое положение
Н. ФЕДЬКИН, краевед, Web - дизайн Сергей ВЛАДИМИРОВ.
Об авторе:
Николай Васильевич Федькин - краевед по призванию. Долгие годы он, работая учителем и руководителем краеведческого кружка при Доме пионеров, писал в районную газету.
Его статьи по краеведению всегда отличались дотошностью в поиске различных сведений, доказательностью и убедительностью. В основе всех печатаемых материалов лежала большая подготовительная работа краеведов, использование архивных документов, встречи с интересными людьми.
Известный историк-краевед XIX века уроженец Тульской земли Иван Афремов в "Историческом обозрении Тульского края", изданном в 1850 году, писал, что "страны обитаемой Тульской губернии были почти непроходимы. Дремучие леса от берегов Оки до берегов Осетра и Дона тянулись по всему протяжению, делая пути сообщения весьма затруднительными".
По присоединении Тулы и края к Московскому государству - Великому княжеству в 1502 году (при царе Иване III) было положено начало почте. Учреждены по главным дорогам ямы (почтовые станции) для проезда гонцов из Москвы и обратно. Такие дороги обычно называли большаками или трактами.
Именно такой большак был проложен по территории нашего района (в современных границах). Дорога начиналась от Москвы, шла на Каширу, Венев, Епифань и далее к пристаням в верховьях Дона.
На территорию нашего района большак вступал на переправе через речку Марковку. Она пересекает деревню Дудкино (в более ранних документах - Красное). Большак шел по более возвышенной части марковских лесов, по северной окраине Карачевского леса и далее через современные населенные пункты: Хомутовку, Аджамки, Наталинку (Вороньи Выселки), Рождествено, Епифань.
Почтовая станция находилась недалеко от нынешней водонапорной башни КРЭМЗа. Ямщики же жили несколько южнее, в так называемых Двориках (в документах их называют Малой Михайловной). В настоящее время вся эта территория относится к району улицы Первомайской.
По этому большаку перегонялись гурты скота на бойни в большие города. Для остановки на ночлег и отдых строились загоны около ручьев и ключей. Такой постоялый двор находился в Двориках, на месте, где проживают Федотовы и Юдины, а также на противоположной стороне, где стоит дом Судаковых. Там было много ключей с хорошей питьевой водой, которые частично сохранились до настоящего времени.
Обычно недалеко от дороги, на окраине леса или водоема возникали более крупные насаленные пункты. Так, в начале XVII века, а точнее, в 1622 году, в одном километре от постоялого двора на северо-западной окраине Карачевского леса возникло поселение под названием Большая Михайловка. Вначале она относилась к Иваньковскому, а затем к Гранковскому приходу.
Церковь в Гранках была построена во имя архангела Михаила, поэтому окружающие деревни и починки назывались Михайловками, а Гранки в летописях иногда записаны как Архангельское. В 1874 году в Карачеве на средства помещицы Ладыженской была построена церковь во имя иконы Иверской Божией Матери. И Михайловка с этого времени стала относиться к Карачевскому приходу.
В книге "Города и селения Тульской губернии" под редакцией академика Кеппена говорится, что в 1857 году в Михайловке проживало 153 крепостных крестьянина. В том же году в деревне была открыта земская школа.
Поисковые работы для строительства Сызрань-Вяземской железной дороги начались в 1858 году. Существует несколько версий о месте прокладывания этой дороги.
Почему железная дорога была проложена не рядом с уездным городом Епифань, а через неизвестную Михайловку? Существует такая легенда, что в этом виноваты епифанские купцы, которые будто бы не дали взятку строителям, и те не повели дорогу через Епифань.
Скорее всего это не так. Любое строительство начинается с расчетов: выгодно ли это с экономической точки зрения?
Предположим, что железную дорогу решили бы проводить по северной части Епифани. Сделать это не удалось бы, так как на пути лежало труднопроходимое Епифаново болото с глубокими (до 20 метров) карстовыми озерами, мощными торфяниками и другими природными препятствиями. Если бы строители проводили дорогу по южной окраине Епифани, то на их пути лежали бы глубокие овраги Осетрика, болота Лебяжьего Усада (Нагишей) и нужно было бы строить высокие насыпи или виадуки по берегу Дона.
Посмотрим на рельеф местности, где проходит железная дорога. Мы не видим ни одного крупного моста, так как дорога проходит по водоразделу между бассейнами Дона и Оки. Строительство дороги обошлось гораздо дешевле. Вот причина того, что дорога прошла севернее Епифани на 15 километров.
Вся история Михайловки (Кимовска) связана с железной дорогой. После реформы 1861 года в России быстро начала развиваться промышленность. Но этому естественному процессу мешала слабая насыщенность железнодорожным транспортом, ведь в зимнее время водные пути прекращали свою деятельность. В нашей местности была одна железная дорога - с севера на юг, а вот в широтном направлении нет. Поэтому так важна была новая дорога.
Строительство Сызрань-Вяземской железной дороги началось в 1869 году, а уже 16 декабря 1874 года по ней прошел первый паровоз.
На территории нашего района, в границах прежнего Епифанского уезда, были построены такие железнодорожные разъезды и станции, как Узловая, Бобрики, 14-й разъезд (Гранки), станция Епифань, 15-й разъезд (Водбольское), 16-й разъезд (станция Львово) и станция Клекотки.
За это время через Карачевский лес, сделав просеку, построили шоссейную дорогу, соединяющую железнодорожную станцию с одноименным городом. Длина дороги составляла 15 верст (около 16 километров). А до этого времени дорога в Епифань проходила через Каречево, Хомутовку, Аджамки, Наталинку (Вороньи Выселки), далее через Рождествено, Алешино.
Жители Двориков продолжали заниматься своим ремеслом, перевозили грузы и пассажиров от станции до города Епифань, а также отвозили пассажиров в близлежащие населенные пункты и деревни. Такой работой они занимались до 30-х годов, то есть до начала коллективизации. Извозом в Двориках занимались Бушуевы, Константиновы, Новиковы и другие.
Вначале все мосты на железной дороге до самого Скопина были деревянными, лишь мост через реку Дон у деревни Ренево был металлическим. Около моста через Дон была построена водокачка, с которой подавали воду на станцию Епифань для заправки проходивших паровозов.
В 1915 году деревянные мосты на железной дороге (через ручьи и овраги) были заменены на каменные. До сего времени на некоторых каменных мостах сохранились цифры "1915". каменных мостах сохранились цифры "1915".
Интересно отметить одну деталь: в постройке мостов и реконструкции железной дороги использовали военнопленных австро-венгерской армии, попавших в плен а начале первой мировой войны. В большинстве своем пленные были чехами, словаками, реже венграми. Содержались они без конвоя, часто ходили в близлежащие деревни - Урусово, Зубовку, Кривозерье и другие. Некоторые знакомились со вдовами и девушками, женились, остались потом на постоянное жительство в этих местах.
Что же представляла станция Епифань в те годы? Вокзал был деревянный, обшит тесом. Сохранилась фотография вокзала станции Епифань, сделанная в начале века помещиком Базилевичем и сохраненная жительницей села Иванькова Марией Ивановной Богомазовой. В таком виде вокзал существовал до 23 ноября 1941 года, до момента оккупации немецко-фашистскими захватчиками нашего района, которые сожгли здание.
Помещение вокзала делилось на две части: зал ожидания и служебное помещение, где находились аппаратная, комната для стрелочников и кондукторская. Почему для кондукторов товарных поездов отводилось специальное помещение? А дело было вот в чем. Торможение составов на перегонах между станциями производилось вручную кондукторами. Когда поезд шел под уклон, чтобы вагоны не развивали чрезмерную скорость, колесные пары тормозили винтовым тормозом вручную. А когда состав шел на подъем, то тормозные колодки, тоже вручную, отпускали.
Поездная бригада того времени доходила до 20 человек и более. В зимнее время проводники вынуждены были где-то обогреваться. На многих вагонах имелись тормозные площадки, но они были открытыми и от холода не защищали. Вот проводники и грелись в отведенных для них помещениях на станциях.
Здание вокзала находилось примерно на том же месте, где и в настоящее время. От вокзала в сторону переходного моста стояла кирпичная водонапорная башня с верхней деревянной надстройкой. Башня была разрушена во время войны.
Между вокзалом и водонапорной башней, где находится теперь служебное трехэтажное здание, находился ухоженный садик с невысокой ажурной оградой. В летнее время в этом садике открывался ресторан. А когда при железнодорожной станции была построена небольшая электростанция, ресторан работал и в вечернее время. Ресторан открыли Трубниковы из Клекоток (ныне Скопинского района Рязанской области). Стены здания первой электростанции сохранились до настоящего времени, там после небольшой реконструкции сделали жилое помещение.
Вокзал и прилегающая к нему территория были одним из самых притягательных мест для жителей Михайловки и рабочих железной дороги. Как и на всех станциях того времени, к приходу пассажирского поезда собирались местные жители и много молодежи. А в хорошую погоду приходили из близлежащих деревень. Но, в отличие от других, на станции Епифань на было никаких базарчиков и торговли с рук. В самом здании вокзала работал буфет где готовили горячие первые блюда.
Недалеко от водонапорной башни, ближе к вокзалу, стояла небольшая деревянная будка. Пассажиры всегда могли найти там горячую и холодную воду. Для этой цепи из будки выходили два крана.
Основных путей на станции было четыре, а еще два тупика, подходивших к складам или, как их еще называли, лабазу. В конце прошлого века около тупиков были построены хранилища для засыпки зерна, а в начале этого столетия - большой элеватор. Он находился на противоположной стороне вокзала, несколько восточное. Сгорел элеватор в начале 30-х годов. Складские помещения были уничтожены во время Великой Отечественной войны.
Вскоре после открытия движения поездов по железной дороге появились первые купцы и торговцы. Селились они от вокзала к востоку (ныне улица Вокзальная). Это были братья Ушаковы, Ермолаевы, Бирюковы, Бушуевы и другие. Так, Ермолаевы построили паровую мельницу к югу от вокзала. Работала крупорушка, которая находилась почти напротив моста для перехода через железную дорогу.
В 80-х годах прошлого столетия начали переселяться в Михайловку мастеровые люди из окружающих деревень и других мест. Селились они к югу от вокзала по новой дороге в Епифань. Это были Васильевы, Сучковы, Замятины, Мещеряковы и другие. Кроме паровых и нефтяных движков, на мельницах и крупорушках применялись и старинные русские изобретения, такие, как "топчаны" и "коногоны", которые приводились в действие лошадьми.
Бирюковы открыли чайную, которая находилась на месте бывшего районного Дома культуры. Несколько южнее стоял деревянный двухэтажный дом, в котором впоследствии на нижнем этаже располагались аптека и райком комсомола. Дом существовал до Великой Отечественной войны.
В 1883 году несколько западнее вокзала купец Чесноков построил кирпичный магазин (ныне здание церкви) и гостиницу (ныне отделение милиции). Интересно, что для фундаментов всех построенных зданий, а также для сооружения подвальных помещений под домами использовались тесаные камни от шлюзовых камер.
Эти шлюзовые камеры были построены Петром I при сооружении Ивановского канала (1701 - 1709 гг.).
По обе стороны от магазина были возведены два жилых деревянных дома. Один из них - двухэтажный, где жил сам Чесноков (ныне там помещается вневедомственная охрана), второй - одноэтажный, он был предназначен для жилья продавцов и служащих купца. Ему же принадлежали 6 магазинов и гостиница в Узловой, были торговые точки и на других железнодорожных станциях.
При станции находились дровяные склады с лесопилками. Жители близлежащих населенных пунктов могли покупать не только круглый лес, но и доски, тес и другие пиломатериалы. Просматривая записи и дневники предводителя земства Епифанского уезда князя Голицына, мы установили, что купцы Чесноковы и Бирюковы закупали древесину у князей Голицыных, владевших Бучальским лесом.
В 1910 году купец Чесноков построил общеобразовательную школу, открыл ее и до 1917 года был ее попечителем. Школа находилась почти на месте современной 5-й средней школы. Первый выпуск школы состоялся в 1939 году.
Начало 20-го века ознаменовалось новым строительством. При железнодорожной станции была построена нефтебаза, а несколько позднее - почта, магазин, столовая с южной стороны вокзала. Они были уничтожены немецко-фашистскими захватчиками при отступлении 10 декабря 1941 года.
При строительстве железной дороги западнее вокзала, в овраге была сделана плотина, образовалось небольшое, но достаточно глубокое водохранилище, которое существует и поныне. Называют его по-старому: Казенный пруд.
При железнодорожной станции появилось несколько предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и леса.
Затем появилась кузня с небольшой мастерской по ремонту и изготовлению металлических частей. Она находилась в нескольких десятках метров от железной дороги в районе современного Пушкинского проезда. Кузня обслуживала ямщиков, работавших на большаке по перевозке пассажиров станции Епифань. Кузнецами и мастерами работали переселенцы из Гранок отец и сын Васильевы. В те же годы появились небольшие мастерские, выполнявшие заказы проезжавших через железнодорожную станцию Епифань. Славился мастер по сапожному делу Иван Замятин. Неплохими портными считались Ушаковы и Герасимовы.
Для всех мастеров требовалось жилье. Так появились маленькие заводики по производству кирпича, сырье для него имелось в изобилии в окрестностях. Один из заказчиков располагался около Карачевского озера, работал до начала 30-х годов. Второй - около Казенного пруда, где располагались потом овощехранилища ОРСа.
До начала XX века земли вокруг железнодорожной станции Епифань принадлежали помещику Ладыженскому, одно время бывшему предводителем дворянства Епифанского уезда. В журнале "Столица и усадьба" за 1916 год есть статья о пребывании Л.Н. Толстого в Молоденках. Ее иллюстрирует снимок, на котором Лев Николаевич сфотографирован с Ладыженским.
В конце прошлого века около Карачевской церкви, точнее, под ее стеной, был построен склеп для Ладыженских. Там и сейчас находятся три гроба: самой помещицы Ладыженской, ее дочери и зятя Вишнякова. Один из гробов в начале века взорвался. Об этом рассказывал сын священника Карачевской церкви Василий Александрович Протасов, с которым мы часто встречались в начале 50-х годов.
Он же рассказал, как проникнуть в этот склеп. Склеп и вход в него находятся в шести метрах от церкви. Усадьба Ладыженских была около Карачевского озера, на окраине леса, в полутора километрах от железнодорожной станции Епифань. Местность эта была необычайно красива. Около леса находилось озеро с островком в средней его части. Островок был красиво озеленен, украшала его ажурная беседка, а попасть туда можно было только на лодке.
От усадьбы к озеру спускалась деревянная лестница. К востоку от лестницы располагался большой фруктовый сад. С восточной стороны озера находилась земская школа, построенная в 70-х годах прошлого столетия, дом священника и здания для обслуживающего персонала владельца усадьбы. Эта часть Карачева называлась Никольским. Карачевская усадьба была построена из дерева в русском стиле и была неповторимой красоты. Л.Н. Толстой, направляясь к Самариным в Молоденки или в Никольское к Раевским, всегда останавливался в Карачеве.
Священниками в Карачевской церкви со дня ее постройки и до закрытия (1938 год) служили Протасовы, потомки которых живут в нашем городе и поныне.
До 1883 года, то есть до постройки гостиницы купцом Чесноковым, из населенных пунктов, расположенных севернее железнодорожной станции, попасть к вокзалу можно было только через переезд на большаке (он там находится и в настоящее время), от которого нужно было повернуть направо и мимо кузни проехать по дороге, где сейчас тянутся проезд Пушкина и улица Вокзальная. А со стороны Гранок к вокзалу ехали через переезд, что у Казенного пруда, по плотине и далее до вокзала.
Позже севернее современной водонапорной башни КРЭМЗа была проложена дорога правее старого большака, шла она мимо школы (сейчас - средняя школа № 5) и дома купца Чеснокова.
Переезд через железную дорогу был сделан между нынешним переходным мостом и зданием отделения милиции. Вход для служащих станции был отдельный. Вокруг было много зелени, соблюдалась абсолютная чистота; служащие, одетые в особую форму убирали территорию метлами. Из разговора со старожилами мы знаем, что даже бумажку бросить не каждый решался. Неплохо было бы сохранить такую традицию.
Июнь 1929 года вписал еще одну строку в историю Кимовска: семь комсомольцев Михайловки организовали колхоз.
Первым руководителем колхоза был М.С. Васильев, проживавший на улице Советской (в четвертом доме от вокзала). Михаил Сергеевич вспоминал: "Мы долго думали над вопросом, как же нам назвать свой колхоз, и обратились к старшим товарищам из райкома. Они на это нам ответили: "В этом году исполняется 10 лет со дня образования Коммунистического Союза Молодежи КИМа, вот и назовите свой колхоз имени 10-летия КИМа". Мы так и сделали. Прошло какое-то время, и колхоз просто стал называться имени КИМа. А позже так стали называть и весь поселок, а затем и весь район. Правление колхоза располагалось на улице Кирова, рядом с бывшим районным Домом культуры".
В конце июля - начале августа 1924 года был образован Карачаевский район с центром в поселке Михайловка. Это было сделано при разукрупнении Епифанского уезда, территория которого была очень большой, что затрудняло управление и сообщение.
Уезд простирался от железнодорожной станции Клекотки и Лебяжьего Усада на востоке до современного Киреевского района на западе, от Иван-озера на севере до Крестов и Птани на юге. Все районные организации располагались в здании бывшей чесноковской гостиницы, где находится в настоящее время отделение милиции. А руководители и служащие районных организаций жили в доме помещика Ладыженского. Жили они коммуной. Подробности их жизни и быта нам описывал А.М. Левицкий, работавший тогда секретарем райкома партии, и В.А. Протасов, который работал при доме руководящих работников. Василий Александрович был водовозом, выполнял другие поручения коммунаров. Потом в этом здании была размещена районная (Карачевская) больница. Первым врачом районной больницы была Аронова, переведенная сюда из Гранок.
Как уже было сказано, секретарем РК ВКП(б) работал А.М. Левицкий. Последние годы своей жизни Алексей Михайлович был председателем комиссии по сельскому хозяйству при Президиуме Верховного Совета СССР. Председателем РИКа был П.С. Гореликов, а заместителем его - Г.Т. Старцев. Секретарь РИКа И.Н. Дивин последние годы жил в нашем городе на улице Кирова, мы с ним часто встречались. Начальником милиции в те годы служил В.И. Осокин. Секретарем райкома комсомола работал Михаил Кареев.
В то же время был образован Карачевский сельсовет. Председателем его был Ф.П. Федотов, а секретарем - П.Д. Трифонов. Ветеринарный пункт в поселке Михайловка возглавлял Н.И. Васин, а районный агропункт - агроном Н.Б. Степанов. Во главе народного суда стоял В.М. Кузьмин.
В доме, где в настоящее время находится вневедомственная охрана, располагался Епифано-Узловский райсоюз, который объединял несколько районов, в том числе и Карачевский. Председателем райсоюза был С.А. Савин, его заместителем - Я.А. Володин. Отдельно было создано Михайловское потребительское общество во главе с В.С. Сидоровым и Д.Н. Ерохиным. Район Карачевским назывался до 29 февраля 1926 года. Постановлением Президиума ВЦИК от этого числа он был переименован в Михайловский. 31 декабря 1930 года в связи с ликвидацией Тульского и Рязанского округов областным центром для нас стала Москва.
Так в Московской области стало два Михайловских района, и притом расположенных рядом. Поэтому Михайловский район бывшего Тульского округа был переименован в Кимовский (по названию колхоза).
Наступило тяжелое время для всего нашего народа - Великая Отечественная война. В начале ноября 1941 года Кимовск был подвергнут воздушной бомбардировке.
Дело было днем. В красном магазине продавали населению последние товары, чтобы они не попали в руки фашистов или мародеров. В это время налетел фашистский стервятник и стал сбрасывать бомбы на город и железную дорогу. Одна из сброшенных бомб попала в магазин, пробила крышу, потолок и взорвалась внутри здания. А там были люди. Около двух десятков человек погибли.
В 10 часов утра 23 ноября 1941 года войска немецко-фашистских оккупантов захватили железнодорожную станцию Епифань и поселок Михайловка. Всего 17 дней хозяйничали фашисты в нашем поселке, но и за это время успели нанести огромный урон хозяйству. Были сожжены почта, больница, столовая и все жилые дома на улице Советской, разграблены все общественные здания. Убиты три жителя поселка: конюх, за то, что не скоро подал сбрую, комсомолец Жуков и больной старик (глухой) - за то, что не обернулся на окрик немца.
Подробно о причиненном ущербе поселку и железнодорожной станции Епифань можно узнать из актов комиссии по учету ущерба, нанесенного поселку и району немецко-фашистскими захватчиками во время оккупации. Кимовчане в такое тяжелое время остались верны своему народу, своей Родине. Взять хотя бы такой пример. При отступлении наши войска вынуждены были оставить своих раненых товарищей. Население скрывало их от фашистов, а ведь тем, кто скрывал раненых, по приказу оккупантов грозила верная смерть. Врач районной больницы Эмма Николаевна Воробьева ночами делала перевязки. Она хорошо знала, чем это может кончиться, ведь ее близкую подругу из Гранковской больницы - Валерию Александровну Ефремову - за это повесили.
10 декабря 1941 года фашистские варвары отступили под ударом наших войск. Станция Епифань и поселок Михайловка были освобождены войсками 10-й армии, 1086-м полком 323-й стрелковой дивизии. Командовал полком А.А. Богданов (в конце войны полковник).